Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Categories:

ИСТОРИЯ... ЛЕНИН И ЦАРЬ НИКОЛАЙ II

Три года назад реставраторам Русского музея отдали на экспертизу фрагмент портрета Ленина. Почти век эта работа украшала актовый зал старейшей петербургской школы № 206. Кусок холста еще в семидесятых оторвали заигравшиеся ученики. Но инцидент решили замять. Дыру задрапировали, а фрагмент картины хранили в школьном музее до 2013 года.

Stieglitz Tsar 1

Искусствоведы, которым принесли оторванную часть холста, увидели, что на обратной стороне портрета Ильича сквозь черную краску отчетливо проступает изображение мужского сапога…

Stieglitz Tsar 7

ЦАРСКАЯ РАМА

В 1917 году началась история большевистской России. Имперское прошлое стало неугодным, идеологически вредным и даже подлежащим уничтожению. Но преподаватель Петроградской трудовой школы № 23, до революции именуемой Петровским коммерческим училищем, Владислав Измайлович думал иначе. И однажды, рискуя не только репутацией, но и свободой, он отважился спасти портрет Николая II.

Stieglitz Tsar 4

Работа его коллеги Ильи Галкина прежде стояла в большой позолоченной раме и являлась главным украшением актового зала школы. Художник понимал, что этому произведению искусства новую власть не пережить, поэтому замазал черной гуашью изображение последнего российского императора.

В таком виде картина лежала в одном из кабинетов, пока в 1924 году Измайловичу не поступил заказ на посмертный портрет Ленина.

Художник написал картину за считанные месяцы. Вождя пролетариата он изобразил в полный рост на фоне Петропавловской крепости и Исаакия. Вместо нового холста Измайлович использовал обратную сторону замазанного портрета императора.

Stieglitz Tsar 5

Худсовет принял работу. Полотно решили установить в актовом зале трудовой школы на том самом месте, где прежде стоял портрет Николая Романова.

Владиславу Измайловичу под новую картину даже отдали раму, которая прежде обрамляла изображение последнего российского монарха. Правда с нее предусмотрительно сняли царские атрибуты - скипетр, державу и корону.

Портрет Ленина так и стоял на специальном постаменте целых 95 лет. Школа за это время несколько раз меняла название, но одно оставалось неизменным - портрет Ильича в царской раме.

И, возможно, картина находилась бы там и по сей день, если бы не баловство школьников, которые повредили нижнюю часть портрета, где была нарисована обувь Ленина. Юных вандалов, кстати, тогда так и не нашли.

- То, что происходило дальше, я называю мистикой, - признается заведующая музеем истории школы № 206 Светлана Пасынкова. - В 2013-м, в год трехсотлетия дома Романовых, наши выпускники вдруг вспомнили, что с другой стороны оторванного сорок лет назад кусочка холста они увидели мужской сапог, хотя Владимир Ильич на картине был в туфлях. Тогда мы решили отдать картину в Русский музей для экспертизы.

ИМПЕРАТОР В ЧЕРНОЙ КРАСКЕ

Картину просветили ультракрасным светом, и стало ясно: на другой стороне - портрет Николая II, написанный Ильей Галкиным и считавшийся утерянным.

Stieglitz Tsar 6

- Владислав Измайлович совершил нравственный подвиг, сохранив портрет императора в те годы, когда царскую семью ненавидели, - уверена Светлана Пасынкова. - Он, сильно рискуя, замазал портрет Николая Романова специальной смывающейся краской и на обратной стороне полотна нарисовал Ленина. Благодаря этому образ Николая II сохранился в идеальном состоянии.

Восстановить утерянный портрет последнего императора поручили реставраторам Академии имени Штиглица. Работа шла три года. Стало ясно, что изображение царя пережило немало испытаний и чудом уцелело. Например, на полотне обнаружили следы штыков.

Stieglitz Tsar 2

Чтобы одновременно восстановить и сохранить обе картины, руководителю реставрации преподавателю академии Татьяне Поцелуевой и трем ее студенткам пришлось поломать голову. За ходом работ все время следила реставрационная комиссия, состоявшая из экспертов Эрмитажа и Русского музея.

- Портрет императора написан 1896-м, в год коронации, скорее всего, с натуры. По тому, как тщательно загрунтован холст, видно, что Илья Галкин - художник классической школы, - рассказывает реставратор. - А Измайлович писал Ленина быстро, используя мотивы известного портрета вождя руки Исаака Бродского. Чтобы не навредить картине Галкина, Измайлович даже не стал повторно грунтовать холст с обратной стороны.

После реставрации вновь обретенный портрет готовы представить публике. Увидеть его можно будет 30 ноября в академии в рамках V Международного культурного форума. Для двусторонней картины разработали специальную раму.

Stieglitz Tsar 3

После картина отправится назад в школу. Пока там решают, где именно будет храниться уникальное полотно.

Хотел ли сам Владислав Измайлович, чтобы о его мужественном поступке узнали потомки? Доподлинно неизвестно. Долгое время художник продолжал работать в той же школе и нередко проходил мимо портрета Ленина, который хранил его тайну. Но до самой смерти в 1959 году он так и не обмолвился о том, что скрывает картина.

СПРАВКА:

Высота картины — 3 м, ширина — 2.

Илья ГАЛКИН - русский художник, живший с 1860 по 1915 год. Имел звание классного художника 2 степени и право рисовать монарших особ.

Владислав ИЗМАЙЛОВИЧ - советский живописец-акварелист и график. Автор росписи плафона Большого зала особняка Елисеевых и центрального плафона Русского музея в Петербурге. Преподавал в учебных заведениях Ленинграда.©

Tags: искусство принадлежит, русская история россии, художественный контекст, художник как медиум
Subscribe

Posts from This Journal “художник как медиум” Tag

  • ВОТ СЕЙЧАС КАК РАЗ ТАКОЙ МОМЕНТ!..

    Только-только сошёл снег, да и то не везде ещё, и теплынь... А.Л. Прокопьев. "Ранняя весна", 1962.

  • А ДВА ГОДА НАЗАД В ЭТИ ДНИ...

    ...снег валил! А при чём тут лихой человек с топором за поясом? А вот при чём:

  • ПРИ ОТСУТСТВИИ ФОТОГРАФИИ

  • "РОССИЯ ВОЗРОДИТСЯ"

    Стиль ар нуво подходит и для выражения трагического содержания. Плакат Альфонса Мухи, 1922. Выпущен для поддержки кампании в Чехословакии по…

  • ИДЫ МАРТОВСКИЕ

    Групповое убийство Цезаря. В нём постепенно раскрылось столько содер- жания, разных смыслов, знаков и символов, что теперь довольно неожи- данно…

  • ТРОНУТЬ

    тему "культурной мафии" в совдепии и пост-совдепии пытались давно, и всегда очень опосредованно, намёками, всегда на эзоповом языке: Карикатура…

  • СОВЕТСКИЙ НОРДИЗМ

    Хоть имя дико, но явление было более чем реальным, лежит себе на полках истории советского изобразительного искусства, и я о нём писал ровно год…

  • ГОЛЕНАСТОСТЬ РУССКИХ ЖЕНЩИН

    я не придумал, её заметили художники, заметили и отметили в своих работах эту русскую антропологическую особенность, а у художников глаз-то ой-ёй!…

  • ТРИ ГОДА ПРОШЛО, И ТЕПЕРЬ СЕГОДНЯ...

    ...180 лет Ренуару!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment