Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Categories:

КАК РАСЦЕНИВАТЬ

последние трефшовые заходы медиа по поводу памятников и переименованиям улиц? Как хорошо, как гулко отзываются в массах забросы знакомых образов Грозного царя или тем более Ленина! Как проста работа пропагандиста и политтехнолога: все реакции на исторические образы давно известны, измерены и вполне предсказуемы. Вот бюджет трещит, социальные фонды тощают, права людей урезаются и отнимаются, значит надо отвлекать от главных вопросов: в чьих интересах принимаются политические решения? как делится общественное богатство? ради чего существует РФ и куда она развивается? И отвлекают, легко.

Почему-то кажется, что вот очень важно решить, можно ли Грозному ставить памятник, когда одни кричат, что нужно, потому что он — собиратель земель русских, другие что нельзя, потому что была опричнина и отрубание голов, а третьи, что всё это чёрный пиар, как начавшийся против русского царя ещё в XVI веке, так и продолжающийся ещё и сегодня, в общем, фальсификация истории и западная антирусская пропаганда.

Та же ситуация и с Лениным.

И никому не приходит в голову, что не нужно рассматривать проблему идеологически. Например, типа того, как: Ленин — коммунизм, социализм, диктатура пролетариата, государство и революция. Грозный — православие, монархизм, абсолютизм, деспотизм. Вот так не нужно. Ведь совсем не так важно, что говорила власть о себе и способе своего правления. Важно, что она делала, какие методы правления применяла. Ведь и в XVI веке и веке ХХ была власть и властная группировка, которая массово уничтожала людей. И цели видимо не очень-то отличались. Прежде всего: сохранение себя как власти, как властной группировки.

Зато потом, когда эта первая цель власти достигнута, могли быть и другие достижения. Идея в том, что увековечивать память нужно не за то, что кто-то был у власти: царь, президент, генеральный секретарь, предсовнаркома, а за вклад в политическую культуру, вклад, если хотите, в политическую цивилизованность своей страны.

Например, Грозный присоединил под руку русского государства много новых земель, основал важный форпост на границе южных степей — город Орёл и пр. У Ленина будет вклад наверно скорее отрицательный: разделение Российской империи по национальному признаку, централизация управления и экономики, которая привела к вымиранию провинциальной жизни и местной культуры и т.п.


Памятник царю Ивану Грозному в Орле. Идеологическое несогласие.

Да-да! Надо помнить и об отрицательном опыте. Ведь это кровавые потери! Вспомнить только о затопленных малых русских городах в угоду плану централизованной индустриализации, в рамках которого строились гидроэлектростанции и плотины на главных реках. Ведь индустриализацию можно было осуществлять и по-другому. Не за счёт уничтожения старинных городов.

Не знаю, уж как этому ставить памятник, но вот, скажем, вещь фундаментальная в политике и политической культуре — профсоюзное движение. Это ведь не только экономические, но и политические права и свободы. Давайте-ка вспомним, кто уничтожал профсоюзы в СССР и в РФ, а памятник поставим тем, кто пытался их создать. Честно говоря, я вот не могу вспомнить ни одного имени русских и российских профсоюзников. А этот факт, что их нет в памяти, как раз говорит о многом. О том, что это важнейший вопрос, и на нём поставлена заглушка, и есть запрет на обсуждение этого вопроса в медиа. Колонии не положены профсоюзы.

Broken Lenin Monument in Sudak
Разрушенный памятник Ленину в Судаке, Крым. Идеологическое несогласие.

Вклад в политическую культуру и даже в политические нравы, цивилизованность, он вещественен, это то, что может накапливаться, а может целенаправленно и сознательно разрушаться теми, кому выгодна простая политическая жизнь, то есть плохие законы и дурные нравы, так хорошо отражённые в наших поговорках вроде "дают — бери, бьют — беги" или "ты начальник — я дурак", поэтому важно фиксировать эти "вещи", ставить памятники людям, которые их создали, а может и самим "созданиям". Тогда и невещественная их часть, идейная, будет лучше сохраняться.

Вот идея профсоюзов, кажется, вообще исчезла из современного полит-экономического дискурса, а был бы памятник и социальная привычка любые памятники не разрушать, а беречь, то эта идея, возможно, тоже осталась бы.

Tags: инфовойна, мягкая сила, народная стратегическая лаборатория, политический символ, русская история россии, русские образы
Subscribe

  • ИМПЕРСКИЙ СТИЛЬ

    не боится прослыть ретроградным, не боится тяжёловесности (считая это просто весомостью), не боится чёрного цвета... не боится вообще ничего, на то…

  • РОССIЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ УБОРНАЯ

    Идёт негласная позорная слава о русских сортирах, но это неправда, потому что этот позор принадлежит по праву не русским, а советским сортирам. А в…

  • ГРАФИЧЕСКАЯ СИЛА

    Тут вот пришлось отвечать на такой странный вопрос: а вот сумел бы сегодня современ- ный дизайнер, специализирующийся на логотипах, создать по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments