но с точки зрения оценки общественных нравов может даже и очень характерного случая.
Одни неудачливый московский графоман по имени Михаил Визель, оказавшийся тем не менее удачливым в гонке на вершину кучки говна, называемого московским литературным бомондом, похвастался всем в жж, что является настолько важным и всеми уважаемым человеком, что авторы даже обращаются к нему с просьбами принять участие в продвижении их текстов. И в подтверждение своей значимости он привел письмо автора, не задумываясь раскрыв все личные данные и попутно наговорив гадостей ни в чем неповинному человеку, вся вина которого заключалась в том, что его обращение посчиталось Визелем "обращением не по чину", или, говоря более современно, "незамутненно наглой просьбой" (цитата) и нарушением сложной московской субординации, которая, видимо, выстроена в головах всей московской интеллигенции.
(...)
Ну как тут не порадоваться снова и снова, что рузкемир к нам не дошел, и нам не надо терпеть на нашей свободной земле выходки интеллигентствующих мацковских барей (или, точнее, барыг, что в московии одно и то же). У нас в Украине начальников ни над кем нет, и любой человек может беспрепятственно и без всяких репрессий обращаться к любому человеку и в любую организацию по любому вопросу. У русских же, судя по упорно выстраиваемым ими необоснованных, но пышных званий и рангов в любой даже самой незначительно сфере, еще окончательно не пройдена стадия крепостного права.
(...)
На общем фоне этот-то еще - мелкота, мелкий самоназначившийся начальничек, которому некуда выплеснуть свой "праведный" гнев, кроме интернета. Будь на его месте кто-то покрупнее, дело могло бы кончится тем, что "нарушителя субординации" могли выгнать с работы. Вот так у них принято, у русских, представляете? Нормальному человеку трудно представить эти их средневековые дикости. Если бы на месте Визеля был какой-то важный чиновник, чья тонкая нервная система была потревожена нежданным обращением неизвестного гражданина, то он бы просто тупо приказал выяснить, где работает наглец, и приказал бы его начальнику провести с ним "воспитательную беседу" или вообще уволить к чертям. И начальники обычно почему-то выполняют эти приказы с особенной страстью, хотя они чаще всего не являются подчиненными "уважаемого человека", и такое поведение противоречит закону. Вот, просто так, из чистого почтения. Когда я жила у русских, я в шоке была от этого их идейного чинопочитания.
Браво! Аплодирую стоя. Многовековой вопрос русской жизни, поднятый ещё Грибоедовым, развитый Герценом и доведённый в своих формулировках до блеска Салтыковым-Щедриным, вопрос о чинопочитании и начальстволюбии, оказывается на Украине разрешён. Да это же действительно революция! Не майданная, разрушительная, и даже не культурная, все исторические примеры таких — тоже только разрушительны. Это революция в душах! А перемена души — это ведь покаяние! То есть это как раз то, что требуют от нас благочестивые люди Запада. И значит, это просто космических масштабов событие! Каких не бывало ещё в истории. Ведь самое большее, на что могли надеяться лучшие русские умы — это отнюдь не решение этого частного, но важнейшего социально-культурного вопроса, а лишь постепенное (не революционное, а эволюционное) смягчение нравов в сторону более осмысленного, можно даже сказать более цивилизованного отношения к начальствующим.
А на Украина — раз! И всё, явления нет. А раз возможно было на Украине, части исторической России, где жил и живёт народ, нравом, характером и привычками почти не отличающийся от русских... значит возможно и у нас, в России!
Понимаю, что писатель старается всё описать с точки зрения художественной правды. Правда фактов для него — дело второе, но всё же художнику не следует так огрублять русскую жизнь, так поверхностно её видеть. Самые зоркие и вдумчивые писатели... кстати например вот, тот же русский украинец Гоголь, понимал явление русского любоначалия глубоко и описывал его адекватно, то есть доводил явление до абсурда. Ведь у русских есть старая и мощная традиция придуривания. Тяжёлая жизнь, тяжёлый климат, не будешь ваньку валять — не выживешь. Вот и кривлялись перед начальством.Но скажите, кто в курсе, может я отстал от жизни, с украинцами в нашем подмосковном посёлочке общаюсь только в лице укрогастрабайтеров, а они всё "хозяин" мне говорят, да за глаза кличут "прокурором" (хотя от меня до правоохранных органов, как до Марса) и заглядывают с надеждой в глаза: не нужно ли починить водопровод? Так скажите, что, — на Украине произошла всё-таки революция нравов? и чинопочитания больше нет? И вообще, что можно сказать об этой стороне украинской жизни?