Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Category:

ДРУГАЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА

Вот что рассказывает православный исследователь святоотеческих текстов архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Дионисий Поспелов (в миру Давид Федорович Зобниковский) (далее приводятся цитаты из интервью (которое стоит прочитать полностью) монаха Дионисия Московским новостям:

- Какова ваша позиция в отношении книги "Код да Винчи"?

- На евангельских сюжетах изначально было очень много спекуляций. "Мастер и Маргарита" - наиболее очевидный прецедент. Но в данном случае речь идет об использовании достаточно древних сектантских текстов, гностических и неогностических, на коптском, латинском и старофранцузском языках.

Мария Магдалина уже в первые века христианства почиталась как великая святая. В "Коде да Винчи" есть спекуляция о "человеческой" любви Спасителя к Марии Магдалине. О Божественной любви, Божественном эросе действительно говорится в неизвестном исследователям житии Марии Магдалины пера афонского старца блаженного Иерофея Загорейского, которое мне удалось обнаружить на Афоне летом этого года. Но человек, разбирающийся в богословии, прекрасно осознает, что понятие о Божественной любви, которая дается святым свыше через духоносное озарение нетварным светом, не имеет ничего общего с чувственной любовью падшего человека. Христос любил Магдалину не как человек, но "выше человека", как выразился бы преподобный Максим Исповедник.

- Но ведь в евангельском тексте даже один из апостолов укоряет Христа, что он разговаривает с блудницей.

- В этом эпизоде речь идет совсем о другой Марии. Из житий следует, что Мария Магдалина не была блудницей, она была девой до конца жизни. Известны имена ее родителей - Сир и Евхаристия. Наряду с Иоанном Богословом она была любимой ученицей и духовной дочерью Спасителя. В Евангелии есть прямое свидетельство, что она стояла у Его Креста. Согласно житиям, Мария Магдалина была в Риме, общалась с императором Тиберием и сообщила ему о чудесах, совершенных Спасителем.

Мощи святой Марии Магдалины почитаются на Святой горе Афон. В Россию недавно привозили длань, то есть левую руку святой, которая хранится в афонском монастыре Симонопетра. Невероятным образом она сохраняет и поныне температуру человеческого тела.

- То есть та женщина, которая отерла ноги Христа своими волосами, Марией Магдалиной не была?

- В священном Предании не сохранилось никаких сведений об этой женщине. Из евангельского текста явствует, что это была грешница, но имя ее не известно.

- Отчего возникло это отождествление?

- Легенда о Магдалине-блуднице родилась в VII веке в среде латинян. Это католическая традиция, которой придерживаются ныне многие православные России. Особенно легенда расцвела во время крестовых походов для удовлетворения куртуазных вкусов того времени. Это ведь очень красиво - блудница стала любимой ученицей Христа. Но ведь это же безумие: Иисус приближает к Себе женщину с улицы и открывает ей Свои таинственные учения: Откровенный гностицизм.

Существует и апокрифическая литература о Марии Магдалине - например, так называемое "Евангелие Марии Магдалины" на коптском языке. Но это не имеет отношения к церковному Преданию, это гностическая литература такого же плана, что и "Евангелие от Иуды". Апокрифических, гностических Евангелий на самом деле очень много. Существуют, к примеру, "Евангелие от Адама", "Евангелие от Евы", "Евангелие Египтян" и другие.

- Кто автор тех житий Марии Магдалины, о которых вы упомянули?

- Есть так называемые анонимные фрагменты житий. Есть греческая рукопись, датированная 1307 годом, находящаяся на Сицилии, в монастыре Сан-Сальваторе. Есть изданная гомилия Иоанна Златоуста, также содержащая информацию о Марии Магдалине, гомилия преподобного Григория Паламы. Еще одна неопубликованная гомилия XIV века есть в одном из венских кодексов. Также существует текст Иоанна Фессалоникийского, изданный в 1894 году. Существует и уже упомянутое мной коптское Евангелие Марии Магдалины III-IV веков, которое сохранилось в Оксиринхском папирусе N3525.

Такие тексты, как коптское Евангелие, наименее надежны. Гностики за отсутствием информации формировали то или иное понимание Евангелия на основе своих воззрений. Многие греческие тексты о Магдалине основаны на отрывочной информации, но святоотеческое предание все-таки более отражает реальную историю, чем гностические "фантомы". К сожалению, сейчас в России к подлинному исследованию святоотеческих текстов относятся как к полумаргинальной деятельности, а церковная наука по преимуществу живет прошлым. В основном выходят репринты русских изданий XIX века. Пока это происходит, мифы будут затенять свет православного Предания.
Subscribe

  • АВТОБУС — ВЕЩЬ ТВЁРДАЯ!

    Вот один художник решил изобразить некий автобус в бытность его автолавкой. Изобразил... Краткий эпизод... рисунок слегка такой... не то чтобы…

  • МУЗЫКОТЕРАПИЯ

    вещь доступная, а действует никак не слабее, чем... ну скажем, чем душ Шарко. Давайте, подставим лицо под струи:

  • КАК ЭТО БЕЗ МАСКИ?

    Мы же не сможем играть!.. Свои социальные роли.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • АВТОБУС — ВЕЩЬ ТВЁРДАЯ!

    Вот один художник решил изобразить некий автобус в бытность его автолавкой. Изобразил... Краткий эпизод... рисунок слегка такой... не то чтобы…

  • МУЗЫКОТЕРАПИЯ

    вещь доступная, а действует никак не слабее, чем... ну скажем, чем душ Шарко. Давайте, подставим лицо под струи:

  • КАК ЭТО БЕЗ МАСКИ?

    Мы же не сможем играть!.. Свои социальные роли.