ИЗОЯЗЫК ИКОНЫ. 12
СИСТЕМА ИКОНОСТАСА
Это, можно сказать, целый корпус священных текстов, целая библиотека, написанная
на изобразительном языке православия, его иконописи, и на который, тем не менее,
можно посмотреть сразу, одним взглядом!

Иконостас Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря
Русский иконостас оформился в своей классической форме к XVI веку. Пять рядов, считая снизу вверх,
строились по общим принципам. Нижний ряд называется местным, в его центре — Царские врата. Вторая
икона справа от них — образ святого или праздника, в честь которого освящена церковь. На Царских
вратах изображены четыре евангелиста за работой (склонились над книгами) либо два святителя,
а выше — Благовещение. Над вратами обычно помещается икона Тайной вечери.
Второй ряд — деисусный. В его центре — Христос, вокруг него в молении выстроились люди и духи.
Справа стоит Богородица, за ней — архангел Михаил и апостол Петр. Слева — Иоанн Креститель,
за ним — архангел Гавриил и апостол Павел.
Еще выше — праздничный ряд с изображением главных праздников и евангельских сцен (иногда его переносят
ниже, чтобы зрители лучше видели небольшие, по сравнению с крупными образами деисусного ряда, иконы).
Следующий ряд — пророческий: в центре — икона Богоматери «Знамение» с Христом во чреве или на коленях,
а справа и слева — ветхозаветные пророки, которые предсказывали рождение Мессии от Девы (у каждого в
руке свиток с предсказанием).
Самый верхний ряд — праотеческий: в центре в разных вариантах — икона Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Святой
Дух), а вокруг — праведники и предки Христа от Адама и Евы.
Источники
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Покровский Н. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884). Т. 3. Одесса, 1887.
Успенский Б. Семиотика иконы. Б. Успенский. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве. М., 2005.
Это, можно сказать, целый корпус священных текстов, целая библиотека, написанная
на изобразительном языке православия, его иконописи, и на который, тем не менее,
можно посмотреть сразу, одним взглядом!

Иконостас Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря
Русский иконостас оформился в своей классической форме к XVI веку. Пять рядов, считая снизу вверх,
строились по общим принципам. Нижний ряд называется местным, в его центре — Царские врата. Вторая
икона справа от них — образ святого или праздника, в честь которого освящена церковь. На Царских
вратах изображены четыре евангелиста за работой (склонились над книгами) либо два святителя,
а выше — Благовещение. Над вратами обычно помещается икона Тайной вечери.
Второй ряд — деисусный. В его центре — Христос, вокруг него в молении выстроились люди и духи.
Справа стоит Богородица, за ней — архангел Михаил и апостол Петр. Слева — Иоанн Креститель,
за ним — архангел Гавриил и апостол Павел.
Еще выше — праздничный ряд с изображением главных праздников и евангельских сцен (иногда его переносят
ниже, чтобы зрители лучше видели небольшие, по сравнению с крупными образами деисусного ряда, иконы).
Следующий ряд — пророческий: в центре — икона Богоматери «Знамение» с Христом во чреве или на коленях,
а справа и слева — ветхозаветные пророки, которые предсказывали рождение Мессии от Девы (у каждого в
руке свиток с предсказанием).
Самый верхний ряд — праотеческий: в центре в разных вариантах — икона Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Святой
Дух), а вокруг — праведники и предки Христа от Адама и Евы.
Источники
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
Покровский Н. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884). Т. 3. Одесса, 1887.
Успенский Б. Семиотика иконы. Б. Успенский. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве. М., 2005.