
Пёсиголовцы как "атлеты Христа" (Athleta Christi), святые воины. Киевская псалтырь, 1397.
Люди-собаки — это то ли древнейший историко-культурный символ, то ли некая антропологическая
реальность, как, например, канибалы или пигмеи. Собакоголовые или кинокефалы фигурируют в
текстах и изображениях Древнего Египта, в ранней и поздней античности, в византийском и
западноевропейском средневековье. Много упоминаний о псоглавцах и в христианской литературе,
и в искусстве. Достаточно упомянуть одного из отцов церкви, св. Августина,
епископа Гиппонского, который в труде о "Граде Божием" обсуждает вопросы:
произошли ли циноцефалы от Адама? Вообще, существуют ли они? И они — люди или нет?
Его вывод: они — люди, и произошли от Адама.

традиционный кино-кефал изображён как гиппо-кефал,
с лошадинной головой.
Икона из Череповца, XVII век.
Изображения святого Христофора на некоторых иконах
может напугать случайного зрителя: это человек
с собачьей головой, окруженной нимбом.
Соединение звериных и человеческих черт в
средневековом искусстве — характерная особенность
демона или фантастического монстра.
Собственно, от таких монстров, по одной из версий
жития, и происходил Христофор: он родился среди
кинокефалов — псоглавцев (со времен Античности
полагали, что такие создания живут на окраинах
обитаемого мира), обратился в христианство и стал
единственным святым из числа соплеменников.
Другая легенда утверждала, что он был красавцем
и специально попросил Бога обезобразить себя,
чтобы ему не докучали женщины.
На Руси Христофора начали изображать в виде
псоглавца с XVI века (иногда вместо собачьей
он получал лошадиную голову), а в XVIII веке
церковные власти запретили такие иконы
как неверные и «противные естеству».
Однако изъять и истребить их все,
разумеется, не удалось.