Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

ИЗОЯЗЫК ИКОНЫ. 8

ПРАВОСЛАВНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ КАК ЭСХАТОЛОГИЯ

Doom Last JudgementСтрашный суд. Новгородская школа, XVI век.

Иконы и фрески Страшного суда — это подробный рассказ о будущем.

Наверху — Христос-судия, окруженный ангелами и святыми, апостолы,
раскрывшие «книги жизни», где записаны все дела людские; ниже справа
выстроились праведники, слева — грешники. Но самое необычное происходит
в центре композиции, где извивается огромный змей, унизанный кольцами.
Змей пытается укусить пяту Адама (он молится перед Христом-судией)
и напоминает о персонаже, с которого началась вся история
человеческих грехов, — змее-искусителе.

Кольца на теле змея — мытарства, посмертные испытания души, которые определяют,
ждать ей Страшного суда в аду или в благом месте. Вокруг змея — сцены битвы:
ангелы и демоны борются за души людей, а вверху добрые и злые дела каждого
человека взвешиваются на весах, «мериле праведном», причем бесы подкладывают
на чашу греха свитки с записями всех дурных дел, которые человек сотворил
при жизни и не испо­ведал. Внизу, в огненном озере, на адском звере (из одной его
пасти обычно выходит змей мытарств) сидит дьявол и держит на коленях маленькую фигурку.
Это Иуда, главный грешник человеческой истории, предатель Христа.

Среди образов, рассеянных по всей композиции, иногда можно заметить зверей и рыб,
выплевывающих человеческие руки, ноги и головы, и женщин, которые держат в руках
гробы или корабли, полные людей. Это сцены воскресения из мертвых:
умерших отдают на Суд земля и море в облике женщин,
а вместе с ними — животные, которые поедали трупы.
Tags: знаки и значения, знаки и символы, изо-библеистика, изобразительный универсум, христианское искусство, художественный контекст
Subscribe

Posts from This Journal “христианское искусство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments