Голгофа — теперь это не только небольшой холм в Иерусалиме, где был распят Христос,
теперь это место тяжких мучений, испытаний, а также сами эти мучения и испытания.



Распятие. Фреска в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV век
Сцена голгофской казни в православном искусстве сильно отличается от католического.
Крест, на котором распят Спаситель, изображается с тремя перекладинами: кроме
центральной, здесь есть небольшая верхняя (табличка, где на трех языках написано:
«Иисус Назорей, Царь Иудейский») и нижняя — к ней прибивали ступни казненных.
Под крестом изображены череп и кости — останки первого человека, Адама, грех которого
искупил «второй Адам» — Христос. (По апокрифическим легендам, Адам был погребен на
Голгофе, а крест Спасителя был сделан из того самого эдемского дерева, на котором
росло соблазнившее прародителей яблоко).
В отличие от европейского искусства Христос показан не изможденным и умирающим, а будто
парящим на кресте: в этом образе не только страдания, но и будущее воскресение.
Ноги Иисуса прибиты двумя гвоздями (в Европе с XIII века распространился мотив одного
гвоздя, которым прибиты обе ступни Христа). Справа и слева от креста часто помещают
солнце и луну, а на них — либо ангелов, которые, как полагали в Средние века, водят
планеты по небу, либо человеческие лица, которые персонифицируют светила. (Такие же
солнце и луну можно увидеть, к примеру, на «Распятии Монд» (1502–1503) Рафаэля Санти).
Оригинально написанные солнце и луну на фресках монастыря Высокие Дечаны в Косово и в
Светицховели в Грузии уфологи любят выдавать за древние изображения гуманоидов в НЛО.
По материалам