Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Categories:

ИЗОЯЗЫК ИКОНЫ. 4

ЗНАК ГРЕХА


Doomsday FrescoFragment XVII c.Страшный суд. Фрагмент фрески. Новодевичий монастырь. XVII в.

В христианской иконографии стоящие дыбом
волосы — знак греха и порока, ярости и дикости.
Это традиционная прическа демонов.

Русские бесы и сатана хохлатые и остроголовые.
Только к XVII веку изредка появляются рога,
которые черти заимствуют у своих европейских коллег.

Но и рога часто соседствуют с теми же
вздыбленными локонами.

Такая прическа у других персонажей означает,
что перед нами грешник, еретик или язычник.
Если хохлатый человек полностью или частично
написан темной краской, значит, это уже не грешник,
а бесовская иллюзия — демон, который преобразился
в монаха, воина, женщину и т. п.,
чтобы обмануть или соблазнить героя.





Pilatus Judgement Icon c. 1497Суд Пилата. Фрагмент иконы из Успен­ского собора Кирилло-Белозерского мона­стыря. Около 1497 года

На многих иконах и фресках воины одеты в странные шлемы с диаго­нальными прорисями сзади. Это не плюмаж, на Руси не использовали боевое оперение. Перед нами тот же хохол — знак греха.

Непременный атрибут воина — шлем на голове, но под ним показать вздыбленные волосы невозможно.

Чтобы решить такую дилемму, русские иконописцы создали гибрид шлема и бесовской прически — хохлатый шлем. Этот знак часто маркирует врагов — агрессоров, захватчиков, убийц, слуг языческих царей. Те же шлемы можно заметить на головах римских воинов в сценах страстей Христовых.

По материалам.
Tags: знаки и значения, знаки и символы, изо-библеистика, изобразительный универсум, христианское искусство, художественный контекст
Subscribe

Posts from This Journal “знаки и значения” Tag

  • ВЕЛИКОПОСТНЫЕ ШТУДИИ

    Поэтическое произведение Цезаря Нострадамуса, живопись Фернандо Ботеро и отличный перевод Артёма Серебренникова:

  • МЕТАФИЗИКА ДЕНЕГ

    Следует задуматься над максимой, недавно сформулированной Дм. Евг. Галковским: "Деньги — это игра!"

  • ГОВОРЮ — ВНИМАЮ

    Сегодня Благовещенье. На "Благовещеньи" Софии Киевской (XI век) Архангел Гавриил и Дева Богородица подают знаки рукой. Теперь мы можем их…

  • НЕУЖЕЛИ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО

    меня тогда волновало?! Прямо даже и не верится. А вот поди ж ты, документик-то передо мной:

  • КИБОРКИ

    Феминитивы уверенно прокладывают себе дорогу в русском словоупотреблении. "Авторка", "редакторка"... Первое ещё так-сяк, а второе слово — уже почти…

  • ВСЁ ЕЩЁ ЖДУ

    появления такого образа-аллегории России, от созерцания которого волосы на затылке зашевелились бы (это я привёл критерий настоящей поэзии по…

  • МЕЛКАЯ ДЕТАЛЬКА

    Мелкая-то она мелкая, но важная страшно, даже жутко: У тов. Троцкого звезда на фуражке прикреплена двумя лучами (рогами) вверх. Надо думать, что…

  • ГРАФИЧЕСКАЯ СИЛА

    Тут вот пришлось отвечать на такой странный вопрос: а вот сумел бы сегодня современ- ный дизайнер, специализирующийся на логотипах, создать по…

  • ВЕЛИКОПЯТНИЧНАЯ МИСТЕРИЯ

    Что можно сказать об этом произведении? Это XVI век, мышление и искусство западное, а значит зримое и осязательное, будто взвешивающее и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments