Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Category:

ИЗОЯЗЫК ИКОНЫ. 3

"НО ВСЕГДА ТВЕРДИТ НАРУЖА:
КАК ХОТИТЕ — ВСЁ ВНУТРИ"


Эти слова Хармса как нельзя лучше подходят к этому правилу иконописи:
и снаружи и изнутри видно одинаково, и на одном плане:

Nikita and Demon XVI c.
Великомученик Никита, побивающий беса в темнице. Фрагмент иконы. XVI век.

Если иконописец изображает церковь, а на ее внешней стене — икону,
как будто висящую снаружи, имеется в виду не надвратный образ.
На самом деле мы видим храм изнутри.

Если на его фоне стоят люди — чаще всего это означает, что они тоже
находятся в храме. Иконописец показывает, как выглядит здание снаружи
(резные стены, окна, золоченые купола) и, одновременно, что происходит
внутри (висят иконы, стоят люди, священники служат литургию).

Другой способ показать внутреннее пространство — изобразить над
головой персонажа некий архитектурный элемент (крышу, навес) или
просто поместить его в символическую рамку. Человек оказывается внутри
очерченного про­стран­ства, соединенного с соседним зданием.

Основные события, происходя­щие с главным персонажем, показаны крупно,
детально, в центре композиции. Само же строе­ние отодвигается в сторону
и превращается в визуальный коммента­рий-пояснение — «а это происходило
внутри».
Tags: знаки и значения, знаки и символы, изо-библеистика, изобразительный универсум, христианское искусство, художественный контекст
Subscribe

Posts from This Journal “христианское искусство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments