Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

РЫЦАРСКИЙ СПОРТ. КАЗАЧЬЯ ЛОГИКА

"В 1527 году на казаков черкасских и каневских жаловался крымский хан Саип-Герай королю Сигизмунду I за то, что они делали нападения на татарские улусы",
пишет историк Д.И.Яворницкий.

Казакам смешно было бы слышать о политическом смысле их действий, о каком-нибудь "стратегическом значении портов и проливов". Казаки - это прежде всего православный воинский орден, и руководствовались они в своих действиях своими внутренними задачами. Какими? Спросите у художника, какие он решает задачи, создавая произведение. Их цель - трансцендентна! то есть лежит за пределами нашего сегодняшнего скушного и боязливого существования. Можем ли мы понять сегодня экстатизм боя за веру? А экстатическое это и есть буквально: выход за пределы себя, то есть трансцендентное. Можем ли мы сегодня понять такую цель казаков, как снискание славы? (См. напр., такой замечательный источник по нашей истории и культуре, как "Азовское сидение" ).

Вершин своего рыцарского экстатического спорта казаки достигают в "морских соревнованиях". Эти воинские игры устраивались постоянно, начиная с 1559 года: . Вот описание одной из них.

"Год 1616. Морской поход запорожцев в числе 2000 человек под начальством атамана Сагайдачного (да, того самого, "необачного", о котором в песне, которая сводила с ума Бунина, поётся, что он ехал "по зади" и "променял жинку на тютюн да люльку", в отличие от Дорошенко, который ехал на своем коне "по переди", из слов песни ясно, что эта вереница героев-казаков из разного времени и разных мест направляется не в Вальхаллу, а просто "за пределы", в песне неудобно говорить прямо, что-нибудь типа "в руци Его", это не вяжется с целомудрием творчества нашего народа) на побережье Крыма и Анатолии".

Сделаю ещё примечание: этимологию слова "казак" некоторые авторы (см. приведённые ссылки) возводят к тюркскому "кай" - лёгкий, "сак" - вьюк, откуда: кайсак, казак = легковьючный, лёгкий на подьём и легковооружённый. Рыцарь, не закованный в железо, вот кто такой - казак. Говорится: "в числе 2000 человек", казаки не воевали большими войсками, как турки или государственные военные Московского царства, которых сразу могло быть больше 100 000 и больше 200 000 человек. Какой спорт в регулярной-то армии. Далее, плавали казаки на длинных быстроходных лодках, "чайках" или "кайках", в которые помещалось всего-то несколько десятков человек. Всё во имя лёгкости манёвра в бою. Никакого тяжёловесного "управления боем", каждый казак, воин-профессионал, сам знал, что делать и сам принимал решения.

Продолжаю. "Прорвавшись из Днепра в Чёрное море, вход в которое у Очакова охранялся турецким флотом под командованием капудан-паши Али-паши, флотилия казаков захватила и уничтожила до полутора десятков галер и до сотни каек, а затем, подойдя к восточному берегу Крыма сожгла город Кафу (Феодосия). Освободив множество христианских пленников и заложников, запорожцы пересекли Чёрное море и, напав на Трапезонд и Синоп, взяли приступом оба города, причём разгромили высланный против них отряд турецких судов, потопив три корабля и несколько судов захватив. Узнав на обратном пути, что турки преградили большим флотом путь к Днепру, казаки повернули на север и через Азовское море прошли к Дону, откуда с добычей сухим путём вернулись в Сечь".

Это сухая военно-историческая хроника со ссылками на Д.Бантыш-Каменского, А.Висковатого и Д.Эварницкого, но спортивный смысл виден отчётливо. Зачем плавали? Ничего, вроде, не присоединили, не принудили к какой-нибудь "унии". Зачем? Просто тренинг? Этот смысл в самой казачьей логике. Вот отвечают казаки туркам на ультиматум о сдаче во время Азовского сидения. Вас двести тысяч, нас - всего двадцать тысяч, поэтому нам хорошо, а вам плохо, потому что нам слава, вам - позор. Как вам такой силлогизм?

А вот как в песне "Ой, пье Байда" излагается история гибели казака Байды (старшины черкасского и каневского Дмитрия Вишневецкого, одного из основателей славного рода Вишневецких).

Благодаря измене и обману, турки захватили Байду в плен и, подвесив его за ребро на крюк, стали мучить и склонять к отречению от веры православной. Байда, подобно Сигурду из скандинавской "Эдды", который со связанными руками в яме со змеями играл на арфе ногами, пел песни и издевался над трусостью турецких воинов и над их пророком Магометом. Повисев так несколько дней, Байда попросил есть и пить, турки дали ему лук со стрелой, мол: добудь себе сам голубка (думали посмеяться, как измученный Байда промахнётся, а они потом ещё и расскажут всему свету, что он был слабым спортсменом, стрелком). Но вместо голубя, Байда выстрелил дочке турецкого паши в голову. После этого туркам пришлось убить его, чего он и добивался. Турки по старому воинскому обычаю вынули сердце Байды и съели, дабы приобщиться к смелости этого совершенного воина.

Привет И.Дедюховой-Вишневецкой и поздравления с наступающим днём рождения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments