Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Categories:

ХВАТИТ ЛИ НАМ ОДНОГО ТОЛЬКО ПОЗИТИВНОГО ЗНАНИЯ?

Несколько выписок из К.П. Победоносцев. Новая вера и новые браки.

Const PobedonostsevВ последнее время много появилось отдельных систем, в которых философы, каждый по-своему, стараются построить для человечества веру без Бога. Все воображают, что построили такую веру разумом; но это неправда. Разуму человеческому, когда он рассуждает прямым путем, не закрывая от себя и не отрицая фактов, существующих в природе и в душе человеческой, некуда деваться от идеи о Боге. Настоящий источник безбожия не в разуме, а в сердце, (...) Чтобы освободиться от заповеди, нет другого пути, как отвергнуть верховный авторитет ее, и поставить на место его свой авторитет, свое знание. Повторяется в бесконечные веки самая старая изо всех человеческих историй: "Ты сам можешь знать добро и зло; сам можешь быть себе Богом". Вот откуда искони идет безбожие.

Но чудно, по правде, видеть, как разум сам себя обманывает. Какая, кажется, религия, без Бога, а такую именно религию проповедуют безбожники. Они говорят: "Вместо старых сказок о Боге, возьми действительную истину. Бога не видать нигде; действительно есть природа, действительно есть человечество. Оно не только факт, оно есть сила, способная дойти с течением веков и тысячелетий посредством опыта и разума до безграничного развития, до невообразимого совершенства. В этой идее столько внутренней глубины и силы, что она совершенно достаточна заменить человеку вполне религиозное чувство и связать всех людей воедино общей религией человечества". (Разве это не все равно, что библейское: будете яко бози?) Таково учение новейшей позитивной науки и так называемого утилитаризма. (...)

Кто нынче не говорит о Дарвине? Кто не играет словами: естественный подбор, полове подбор, борьба за существование? Однако не одних людей легкомысленных, но и людей подлинно ученых и серьезных открытия Дарвина заставляет делать странные скачки в рассуждениях и выводах науки; заставляет высказывать такие речи, которые здравому непредубежденному суждению представляются не иначе, как фантазией или безумием. Это случается всего чаще тоща, когда Когда при помощи Дарвинова учения хотят построить и завершить систему такого миросозерцания, в котором не оставалось бы места Божеству. И действительно, Дарвиново учение очень выгодно для аргументации нового материализма. Человек, по мнению Дарвина, совершенно напрасно присваивал себе и своему духу какое-то особое, привилегированное положение во вселенной; на этом основании он воображал себя одного в числе прочих животных, под прямым и личным водительством Божества. Это заблуждение, и заблуждение вредное. Человек, как и всякое иное животное, есть не что иное, как продукт последовательного и безграничного развития природных форм животной жизни. Желающему нетрудно вынести отсюда заключение, что, стало быть. Бога нет, и нет души бессмертной. Далее, из учения Дарвинова следует, что все существующие формы живого бытия образовались и все последующие образуются из вековечного и непрестанного движения материи, выводящего из одной формы другую, с новым развитием и с новыми орудиями для потребностей. Желающему нетрудно вывести отсюда такое заключение, что в самой материи заключается творческая сила - именно это вековечное движение; что в нем заключается вся будущность природы и человечества, способная к безграничному прогрессу и совершенствованию, и что затем нет никакой надобности отыскивать еще вне самой материи конечную творческую силу, равно как и промысл Создателя о вселенной и человеке. Понятно, как сходится такой вывод со вкусом мысли, отвергающей Бога и верующей в человечество. Непонятно только, как может здравый смысл поверить в вечность материи, отвергая начальную ее причину, и поверить тому, что движение само по себе, движение чего бы то ни было, одним течением - хотя бы и вековечного времени - способно произвесть все, что угодно представить себе любому воображению.


Отступление. Можно ли поверить в то, что человек самосоздался?.. путём, как говорится, "творческой эволюции" материи? Часто вспоминаю давнюю свою беседу с одним своим знакомым атеистом, который был высококлассным ещё компьютерщиком. Говорю: ладно, человек, сверхсложная система, не совсем понятно как функционирующий организм и психо-физиологический комплекс, а вот возьмём хорошо тебе знакомый компьютер: можешь представить себе, что в природе самосоздался, эволюционируя наверно из ископаемых, компьютер?! Ответ его был — нет! Не может он такого себе представить... а человек? — это пожалуйста.

Печальное будет время, если наступит оно когда-нибудь, когда водворится проповедуемый ныне новый культ человечества. Личность человеческая немного будет в нем значить; снимутся и те, какие существуют теперь, нравственные преграды насилию и самовластию. Во имя доктрины для достижения воображаемых целей к усовершенствованию породы будут приноситься в жертву самые священные интересы личной свободы, без всякого зазрения совести, о совести, впрочем, и помина не будет при воззрении, отрицающем самую идею совести.

Действительно: зачем химера совести, если есть политкорректность, толерантность и мультикультурализм?

Наши реформаторы, воспитавшись сами в кругу тех представлений, понятий и ощущений, которые отрицают, "с в состоянии представить себе ту страшную пустоту, которую окажет нравственный мир, когда эти понятия будут из него изгнаны. Каковым бы ни были увлечения нынешнего законодателя, правителя, нынешней власти всякого рода, над нею все-таки носится безотлучно, хотя и не всегда сознательно, представление о личности человеческой, о такой личности, которую нельзя раздавить так, как давят насекомое. Это представление имеет корень в вековечном понятии о том, что у каждого человека есть живая душа, единая и бессмертная, следовательно, имеющая безусловное бытие, которое не может истребить никакая человеческая сила. Оттого между нами нет такого злодея и насильника, который посреди всех своих насилий не озирался бы на попираемую им живую душу с некоторым страхом и почтением. (...)

Кажется, уже есть, и не один, а производятся, как на конвейере.

Есть особливое рассуждение Дарвина "о благодетельных для человечества стеснениях брачного союза". В самом начале статьи Дарвин объясняет что одна из основных идей христианства есть идея о личной ответственности каждого человека за свою душу и о независимое человека в духовной его сфере от других людей. Вследствие того предполагается, что человек в праве располагать на свой ответ своим телом. Эта идея и это право должны, по мнению Дарвина, уступить действию нового открытого нам закона - его так называемой эволюционной доктрине. Человек вправе располагать своим телом и дозволять себе удовлетворение телесных потребностей лишь потолику, поколику то и другое согласуется с нормальным развитием целой породы. Итак, по мере того как наука дарвинизма будет из своих наблюдений над фактами материальной жизни делать новые выводы и обобщения закона эволюции, законодательство может и должно стеснять личную свободу человека, даже в удовлетворении органических его потребностей.

Ссылаясь на статистические данные, собранные в двух-трех ученых сочинениях о физиологическом влиянии наследственности на человеческий организм, Дарвин утверждает, что в Англии на каждые 500 человек приходится один безумный, что это безумие происходит в большей части случаев от наследственного к нему расположения, передаваемого браком и рождением, и что количество отдельных случаев безумия увеличивается со временем в геометрической прогрессии. Итак, человеческой породе угрожает безграничное распространение зла, против коего необходимо принять меры. С этим выводом можно согласиться. Все дело состоит в том какие потребны меры. Дарвин, со своей точки зрения, предлагает стеснить для человечества до крайней возможности свободу вступления в брак. "Необходимо, - говорит он, - улучшить, укрепить" физический организм в породе человеческой; для этой цели мы должны придумать искусственное средство в замену ослабевшей силы естественного подбора. Только при таком условии возможен прогресс в породе человеческой. Mens sana in corpore sano. Успехи врачебного искусства служат в этом случае не к общей пользе, а ко вреду. Нет сомнения, что в массе нашего цивилизованного общества уровень здоровья понизился до тревожных размеров, и что врачебное искусство, поддерживая слабые организмы, будет только увеличивать зло для будущих поколений. Необходимо, по мнению Дарвина, сократить число слабых, вступающих в состязание с сильными в борьбе за существование".

И вот какие средства предлагает Дарвин законодательству для этой цели. Все существующие ныне в законе препятствия ко вступлению в брак должны оставаться в силе. Сверх того, закон должен, во-первых, признать решительным поводом к разводу появление у одного из супругов некоторых болезней. Каких? Дарвин приводит целую номенклатуру болезней, передаваемых по наследству; мы находим здесь болезни легких, желудка, печени, подагру, золотуху, ревматизм и т.п., так что всякому супругу, не обладающему геркулесовским здоровьем, приходилось бы трепетать ежедневно за целость своего брачного союза, тем более, что расторжение его по болезни было бы связано с государственным интересом, или, правильнее сказать, с интересом всего человечества. И можно думать, что Дарвин имеет в виду приложение к делам этого рода следственного процесса, потому что далее, во-вторых, предлагает он ввести общую систему медицинского осмотра для удостоверения упомянутых болезней, по образцу принятой в Германии системы осмотра для удостоверения способности к военной службе. В-третьих, Дарвин предлагает поставить следующее правило. Никто не может вступить в брак, не представив удостоверения в том, что он никогда в жизнь свою не страдал припадками безумия. Мало того. Он должен еще представить чистую свою родословную, т.е. доказать, что его родители и даже дальнейшие, восходящие и боковые родственники никогда не имели подобных припадков. Все это необходимо, - поясняет Дарвин, - для того, чтобы в массе человечества значительно умножилась способность к счастью, с уничтожением главного препятствия к счастью, т.е. болезни.

Возможно ли вводить такие стеснения? - спрашивает сам Дарвин, и отвечает: пустяки! Такие ли стеснения существуют в разных брачных законах. В доказательство приводит он на трех страницах примеры из разных законодательств, больше всего из варварских, ссылаясь заодно и на Пруссию, и на Сиам, и на Китай, на Мадагаскар, и на остяков с тунгусами. Ему нравится, по видимому, всякое запрещение вступать в брак и всякий повод к разводу. В конце своей речи он даже не останавливается на самом простом вопросе, который можно было бы предложить ему: к чему послужат законные запрещения брака, когда помимо брака невозможно будет удержать натурального сожития и, стало быть, деторождения? Может быть, вопрос этот и приходил на мысль автору, достаточным на него ответом представлялся ему, приведенный в этой же статье, пример Японии, где проституция не только терпима, но даже под рукою покровительствуется государством, так как ею задерживается чрезмерное нарождение людей...

Так судит сам первоверховный апостол дарвинизма! Очевидно что основным законом бытия представляется ему "охранение сильных и истребление слабых". И это самое правило хочет он по-видимому, возвести в положительный закон для гражданское общества. Вот образчик крайнего увлечения односторонней идеей собственного изобретения. Кроме нее будущий законодатель общества ничего не видит и не признает, по-видимому, в жизни развития никаких иных мотивов, кроме физиологических. О нравственных мотивах не упоминает он вовсе. Сильные и слабы организмы представляются ему числами, отвлеченными величинам! на которых он делает расчет математически. Он даже не задает себе вопроса о том: действительно ли сильным его прибудет сил оттого, что погибнут все слабые? Он не хочет знать той истины что всякая сила возрастает от действительности, от испытания и упражнения, и что сильным не на чем будет испытывать и возвращать свою силу, когда не будет слабых, требующих помощи и покровительства; что сами слабые, возрастая при благоприятных условиях, могут окрепнуть, достигнуть силы и стать способным передать ее другому поколению. Наконец, и сильные, устоявшие в натуральной борьбе, способны ли будут послужить к усовершенствованию породы, если сила их будет поддерживаться механически процессом на счет слабых?
Tags: идеологическое сверхоружие, катится бочка толерантности, русские штудии, ступеньки внутрь
Subscribe

Posts from This Journal “русские штудии” Tag

  • В КОТОРЫЙ УЖЕ РАЗ К ВОПРОСУ: "КТО МЫ?"

    Русский без всякого анализа, логики даже и без здравого смысла распознаёт, какое зеркало поставили перед ним: не кривое ли?! Ему говорят: смотри,…

  • В ЭТОТ ДЕНЬ 14 ЛЕТ НАЗАД

    Что-то я увлёкся перечитыванием своих старых постов (а знаете, это как-то обогащает ;-)) и расшариванием их... Думаю, это скоро пройдёт. Но старые…

  • ЭТО ДРУГОЕ!..

    Есть факты, которые кажутся на первый взгляд одной природы, и события, которые представляются идущими по одному сценарию. Но заканчиваются они…

  • БАЙДА И БАЙДЕН

    Дмитрий Иванович Вишневецкий, в народном эпосе — Казак Байда, волынский православный магнат из рода Вишневецких. Владел обширными землями в…

  • ЭТО БЫЛО, БЫЛО!

    Существует фото участника Бородинского сражения! И это фото един- ственное. Потрясающий фотодокумент: Павел Яковлевич Толстогузов в возрасте 117…

  • НУ И ЧТО

    что в английском слов больше, зато наши слова длиннее:

  • ТАКАЯ ЖЕ, КАК СЕЙЧАС

    погода зафиксирована в 1887 году г-ном Первухиным Конст. Конст-чем на полотне "Осень на исходе": все деревья давно голые, небольшой морозец, но…

  • БЫТЬ РУССКИМ: НЕВЫГОДНО И ОПАСНО!?

    Нам не хватает хорошо подготовленных и при этом национально мыслящих авторов. В моём списке их пока не больше полутора десятков. Михаила Ремизова я…

  • РУССКИЕ ШТУДИИ

    Происхождение понятия Малороссия В 2010 году путешествуя по Львовской области, я забрёл в греко-католический монастырь в селе Подкамень,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Posts from This Journal “русские штудии” Tag

  • В КОТОРЫЙ УЖЕ РАЗ К ВОПРОСУ: "КТО МЫ?"

    Русский без всякого анализа, логики даже и без здравого смысла распознаёт, какое зеркало поставили перед ним: не кривое ли?! Ему говорят: смотри,…

  • В ЭТОТ ДЕНЬ 14 ЛЕТ НАЗАД

    Что-то я увлёкся перечитыванием своих старых постов (а знаете, это как-то обогащает ;-)) и расшариванием их... Думаю, это скоро пройдёт. Но старые…

  • ЭТО ДРУГОЕ!..

    Есть факты, которые кажутся на первый взгляд одной природы, и события, которые представляются идущими по одному сценарию. Но заканчиваются они…

  • БАЙДА И БАЙДЕН

    Дмитрий Иванович Вишневецкий, в народном эпосе — Казак Байда, волынский православный магнат из рода Вишневецких. Владел обширными землями в…

  • ЭТО БЫЛО, БЫЛО!

    Существует фото участника Бородинского сражения! И это фото един- ственное. Потрясающий фотодокумент: Павел Яковлевич Толстогузов в возрасте 117…

  • НУ И ЧТО

    что в английском слов больше, зато наши слова длиннее:

  • ТАКАЯ ЖЕ, КАК СЕЙЧАС

    погода зафиксирована в 1887 году г-ном Первухиным Конст. Конст-чем на полотне "Осень на исходе": все деревья давно голые, небольшой морозец, но…

  • БЫТЬ РУССКИМ: НЕВЫГОДНО И ОПАСНО!?

    Нам не хватает хорошо подготовленных и при этом национально мыслящих авторов. В моём списке их пока не больше полутора десятков. Михаила Ремизова я…

  • РУССКИЕ ШТУДИИ

    Происхождение понятия Малороссия В 2010 году путешествуя по Львовской области, я забрёл в греко-католический монастырь в селе Подкамень,…