
Войсковая икона "Богоматерь Азовская"
Их восемь — нас двое. Расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть!
Сережа! Держись, нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять.
Я этот небесный квадрат не покину.
Мне цифры сейчас не важны, —
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит, и шансы равны.
Врагов больше, нас меньше... и это очень хорошо! Почему? Да потому что нам
славы больше, а им — меньше. А если вдруг мы победим, нам память вечная,
а врагам вообще — вечный позор.
У русского солдата такая логика прошита на генетическом уровне. Он ей следует
почти бессознательно, явной она становится только в литературном осмыслении.
Так, это становится явным в песне Высоцкого "Их восемь — нас двое", но
интересно, что эту же логику можно проследить, читая литературный памятник
Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков, написанный примерно
в 1642 году донским казаком, есаулом Федором Порошиным. У него там всё то же
самое: вас, турков, крымцев, черкесов и "чёрных людей" (несвободных) 300 тысяч
(поэтическое преувеличение) и у вас наёмные немецкие подрывники... а нас,
вольных казаков 5 тысяч, из низ 800 это наши жёны (но мы их тоже считаем, потому
что они в бою помогают своим мужьям)... в общем, нам от этого очень хорошо! Ведь
А есть ли толко нас избавит Бог от руки ево такия силныя, отсидимся от вас в
осаде в Азове городе от великих таких сил его, от 300 000 человек, людми
своими малыми, всево нас, казаков, в Азове сидит 5000, срамно то будет
царю вашему турскому и вечной стыд и позор от его братьи, от всех царей
и королей немецких.
И потом три месяца осады, 24 штурма, казаки видят, как рядом с ними в бой
идёт и св. Георгий, и Иоанн Предтеча, а в последнюю вылазку сама Богородица
укрывает их под густым туманом... Многие казаки дали обет, что если останутся
живы, станут монахами, и учреждают монастырь: подымем мы, грешные, икону
предтечеву, да пойдем с ним, светом, где нам он велит. А атамана поставим
у ево образа, – тот у нас будет игуменом, а ясаула пострижем, – то[т] нам
будет строителем. А мы, бедные, хотя дряхлые все, а не отступим ево,
предтечева образа, – помрем все тут до единого! Будет во веки славна
лавра предтечева.