Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

ОСТОРОЖНО: КТО-ТО ИСПОЛЬЗУЕТ ВАШИ "НЕОСНОВНЫЕ МЫСЛИ"

Надоело вот читать то тут то там, как походя, в неглавной мысли высказывания, то есть не очень заметно, тот или иной автор проталкивает какую-нибудь журналистскую идеологему. И только морщиться. Пожалуй выскажусь. Причём, часто эти авторы занимаются проталкиванием скорее всего бессознательно, не очень обращая внимания, что же они написали. Что ещё хуже. Хуже потому, что держи автор свою рефлексию всегда включённой, может и не приняло это явление массового характера. А так ведь получается, что те, кто запусил идеологему сознательно, используют наших авторов вслепую, и рассчитывают на их бессознательные услуги.

Поясню на примере о чём речь.

"историческая наука", состоящая из одних мифов - это просто такая же религия, как и христианство и культ Вуду.

Пишет, по-моему, умный и знающий автор. Основная мысль здесь у него про историческую науку, а вуду и христианство - это мысль неосновная, иллюстрация мысли главной.

Христианство и вуду поставлены на одну доску, рядоположены. Это идеологема мультикультурализма, культурного и духовного релятивизма. Отрицание иерархии ценностей. Христианство и вуду, которые столь различны для любого непредвзятого наблюдателя и сравнимы только по очень формальным признакам, уравниваются до неразличимости. Это, конечно, не выпад против вуду, это выпад против христианства с использованием вуду. Для того, чтобы мазнуть чем-нибудь дурно пахнущим христианство, вот уже много веков не пренебрегают ничем. Вуду? Кровавые жертвоприношения? Годится.

Меньше всего мне хотелось бы выступать в роли "защитника христианства". Оно в этом не нуждается. Были и есть защитники покруче. Я хочу выступить таким "отметчиком", вроде тех, кто наносит разметку на дороги и вешает дорожные знаки. Внимание! вы, сами того не замечая, поддерживаете такой-то пропагандистский проект! Знайте это.

Приём этот известен давно. Его инверсию (не замазыванире, а, наоборот, навешивание позитивной метки) часто используют, например, для создания дутых репутаций. Вот общее журналистско-искусствоведческое место: "такие титаны художественной мысли, как Ленонардо, Рембранд, Шагал..." При чём тут Шагал? А вот он уже поставлен в один ряд... с бесспорными именами. Великие имена, стоящие на самом верхнем этаже культурной иерархии используют. Кто-то сознательно запустил, а десятки просто повторили, как попугаи. И снова релятивизм: художники, показавшие нам стороны реальности, которые до них никто не показывал, открывшие новые горизонты и просто, может быть "интересные" мастера... но нет, они на одной доске...

Или, скажем, такой встретившийся мне "ряд": Гоголь, Гофман, Сорокин. Такую наглость даже не замечаешь от её немыслимости. Но работа идёт.

Кстати, в корневом посте, на комментарий к которому я дал ссылку, есть вот такой пассаж: Вот, "царские" останки, благополучно захороненные в Питере. Даже церковь постеснялась их признать (плачущих икон, для сравнения, не стесняется). Узнаёте приём? Неосновная мысль: "плачущих икон церковь не стесняется", походя и т.д. А ведь церковь очень настороженно, очень скептически и трезво относится ко всяким "чудесам". Тщательно исследует какого они духа. Ведь духов всяких много (легион), только Святой дух - один единственный. Но нет, автор слышал: икона, мироточение, церковь и просто соединл это некритически.

Как отметчик, и на этом пассаже я ставлю знак: поосторжней с повторениями журналистских штампов, вы работаете на чужой проект по промыванию мозгов. Причём, автор этот очень зоркий, умеющий чётко распознавать ситуации и чужие ходы. Это ещё раз говорит об опасной прилипчивости журналистского приёма, о котором я здесь писал.
Subscribe

  • ПРОСТИЛИСЬ С ПРИНЦЕМ ФИЛИППОМ

    Дистанцирование и самоизоляция заметно изменили церемонию прощания, сделав её малолюдной и обязав всех надеть изолирующие чёрные траурные маски,…

  • ПОД ВЫСОЧАЙШИМ ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ

    Интересно посмотреть, какие выставки проводились в Михайловском манеже в начале ХХ века, но до революции, разумеется, и как выглядели рекламные…

  • ТУТ ГЕРЦОГУ ЭДИНБУРГСКОМУ

    30 лет, 1951 год. Фотодокумент важный, так как говорит о такой штуке, как телесное сложение персоны королевских кровей. Об этом сегодня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments