Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Categories:

ДОПОЛНЕНИЕ К ТЕЗИСАМ АСТЕРРОТА О ВЛАСТИ

После вынужденного перерыва начал читать журналы своих и друзей и сразу же натолкнулся на интересный пост asterrot"Власть и насилие". К обсуждению как всегда опоздал, поэтому пишу свой отклик у себя в журнале.

Первая же фраза: "Субстанцией власти - очевидно - является насилие" включила предчувствие: "речь пойдёт, о чём и сам думал уже", ведь я много раз говорил: "власть - это вещь", не в том смысле, что это что-то хорошее, качественное, а в том - что это нечто "вещное". Не зря про власть говорят, что её можно "потерять", "отнять", "передать". А тут, ни много ни мало - субстанция власти! И субстанция эта - насилие. То что насилие - это нечто "вещное" сомневаться не приходится: насилие оставляет такие следы, которые ощущаются физически, скажем, синяки или увечья.

Далее у Астеррота идёт замечательное обобщение: "передаточными механизмами власти являются деньги, а конечным их основанием - насилие". И надо бы сюда добавить, что становление и развитие цивилизации (ср.,кстати) - это, во многом, становление и развитие различных передаточных механизмов насилия, а потом и его субститутов. В качестве таких субститутов выступают, например, регалии и инсигнии власти, разные там державы и скипетры, символов того, что их держатель МОЖЕТ, СПОСОБЕН осуществить насилие. А с передаточными механизмами вообще интересно: это могут быть не только деньги или другие финансовые символы и знаки, но и информация, идеологемы, даже научное знание может быть таким передаточным механизмом, да и субститутом тоже. "Знание - сила", то есть насилие.

Если бы vittal, который активно комментировал пост Астеррота, просто учёл различение <сущность - явление>, то есть что сущностью власти остаётся насилие, которое "является" в мир, оборачивается, субституируется, принимает форму авторитета, то не нужно было бы возражать Астерроту, что якобы есть и другие основы власти, скажем, вроде такой специально сформированной "картинки" в сознании, согласно которой нужно исполнять приказы начальников. Помню, лет пятнадцать назад в кабинетах "академических" начальников было модно вывешивать на стенку изречения типа: "приказ начальника верен по своей природе, а потому его и нужно выполнять". Но цепочка принуждения всегда кончается прямым насилием, и при желании её всегда можно восстановить.

И вот тут выходит на сцену начальное звено цепочки власти - СУВЕРЕН. Это в некотором смысле ИСТОЧНИК власти, порождающий и обеспечивающий насилие. В точном смысле властью обладает только суверен, который находится вне законов и вообще вне каких-либо конвенциональных установлений в социуме. Настоящий суверен не связан ни традицией, ни культурой, ни этикой. Всё это преодолевает его суверенная воля к власти.

Далее Астеррот рисует "мир сей", который "во зле лежит". Этот мир состоит из цепочек и систем цепочек, порождаемый людьми-суверенами. Суверенов немного (некоторые исследования дают 4% от численного состава данного социума). "Суверен - это не просто человек, готовый отдать приказ о насилии и знающий, кому можно отдать такой приказ. Суверен - это человек, готовый исполнить такую команду лично". (...) "Потенциалы насилия соединяются в системы, соединяющиеся в новые системы".

Это мир, где люди объединяются вокруг "своего" суверена только для того, чтобы противостоять и возможно выжить в борьбе против другой суверенной социальной агломерации. На любого "крутого" рано или поздно находится ещё более "крутой". Это мир без Бога, сущий ад.

Но Бог - это абсолютный суверен! А воля человека хоть и свободна, но далеко не абсолютна, она ограничена и физическими свойствами мира, в котором вынужден жить человек, и столкновениями с волями других волящих людей. Божья же воля не ограничена ничем. "Невозможное человеку - возможно Богу".

Но Бог, при этом, непостижимо не своеволен. Он не меняет ежесекундно законы мира и не вмешивается в ход драмы столкновения человека с миром и с другими людьми. Он предоставляет человеку благородную возможность свободно перейти от установки "да будет воля моя", от установки самовластья, к установке "да будет воля Твоя", к установке любви и следования замыслу Бога о мире и человеке.

А замысел этот вовсе не "война всех против всех", а так называемое "царство небесное", которое "внутри вас есть", которое есть "любите врагов ваших". Это конечно "безумие для эллина": суверен полюбил суверена, невольно хмыкнешь, представив такое. Но это - единственный путь из ада социальной власти.

И был Христос, Спаситель, который этот путь показал. Да он сам и "есть Путь, Истина и Жизнь", образец жизни по принципу "да будет воля не моя, но твоя". Он, говоривший как "власть имеющий", Он, воплощение в "этом мире", на Земле, Абсолюта и, следовательно, имеющий абсолютную силу и возможность абсолютного всесокрушающего насилия, ни разу этой силой и насилием не воспользовался, даже, чтобы сойти с Креста.
Subscribe

  • ЧЕМ ШВЕЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ИСПАНСКОГО КОРОЛЯ?

    Наличием лесов, в которых водятся лоси! А так вообще-то больше ничем. Король Испании Альфонсо XIII на лосиной охоте в Швеции, 1928 год. Король…

  • КАК МНОГО

    красного на этой картине, а ведь красное в народном представлении — это красивое, да и в языке тоже: "красная девка", "Красная площадь". Красиво…

  • ЕГО БОРЬБА

    Автограф как памятник фольклорной истории:

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • ЧЕМ ШВЕЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ИСПАНСКОГО КОРОЛЯ?

    Наличием лесов, в которых водятся лоси! А так вообще-то больше ничем. Король Испании Альфонсо XIII на лосиной охоте в Швеции, 1928 год. Король…

  • КАК МНОГО

    красного на этой картине, а ведь красное в народном представлении — это красивое, да и в языке тоже: "красная девка", "Красная площадь". Красиво…

  • ЕГО БОРЬБА

    Автограф как памятник фольклорной истории: