Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Category:

ЧТО ТАКОЕ ШЕДЕВР?

Многие искусствоведы пытаются найти и зафиксировать признаки шедевральности в самом произведении, руководствуясь анализом
композиционных движений и организации пространства
, но, кажется, ответ лежит не столько в самом живописном шедевре,
сколько в области его социального восприятия, где в обсуждениях, публикациях, репродукциях, цитированиях создаётся новая
атмосфера, аура, которая, в свою очередь, влияет на восприятие. Гипотеза напрашивается: нет ауры - нет шедевра.

Ну а если проделать эксперимент, который бы показал, может ли произведение сказать само за себя?
Только своими формальными признаками указать на свою шедевральность?

Такой эксперимент провели в Лондонской картинной галерее Dulwich.
Устроили выставку из 270 шедевров постоянной коллекции: Рембрандт, Рубенс, Гейнсборо... и среди них повесили один фейковый,
а именно дешёвую копию (точнее, реплику, не точную копию) одного портрета Жана-Оноре Фрагонара ("Молодой женщины").
Тут надо подчеркнуть: что копия была дешёвой в буквальном смысле слова, её заказали on-line в Китае за $120 (я 2-3 года
назад много писал о художественном буме в Китае, где существуют целые кварталы и улицы мастерских нищих, но владеющих ремеслом,
художников, готовых за день-два выполнить любой заказ). Посетителей выставки, а из за три месяца было 3000 человек, попросили
определить, какая из 270 картин фейковая. И какой результат? Только 10% (а это публика была художественно образованная)
правильно указали на китайскую копию. Вывод: шедевр сам за себя постоять не может.


Оригинал картины Фрагонара (слева) и его копия (китайская реплика за 120 долларов).
Tags: народное искусствоведение, эстетические штудии
Subscribe

Posts from This Journal “народное искусствоведение” Tag

  • ВОТ УМЕЕТ

    социалистический реализм страху навести на пуст... - нет, не на пустом, а, так скажем, на виртуальном месте. Место-то не пустое, но и не реальное,…

  • А ВОТ ЭТА РАБОТА ПОНРАВИЛАСЬ

    и кажется эта картина совершенно свободна от идейного советизма (дополнение к предыдущему посту): А.А.Грицай "Грибная пора", 1983.

  • РЕДКО УВИДИШЬ

    такой минималистский Петербург, каким изобразил его швейцарский художник Феликс Валлоттон: "Нева, лёгкий туман" (La Neva, brume légère) 1913.…

  • БЛИЖЕ К НАРОДУ

    Государственный (или Национальный) музей в Амстердаме (знаменитый Rijksmuseum) провёл интересное мероприятие по демократизации музейного дела, по…

  • ИЗОБРАЗИТЬ РЕФЛЕКСИЮ

    Вот картина американского художника Нормана Рокуэлла (1894-1978) "Штудии к тройному автопортрету", 1960. Она интересна тем, что пытается…

  • ЭТОТ, 2017-Й, ГОД —

    в Бельгии год Магритта, 50 лет со дня его смерти. Что ж, Рене заработал горбом место в бельгийском пантеоне. Шутка ли, приручил неопределённую…

  • КОЕ-ЧТО О ВКУСЕ

    Как раз всё наоборот: о вкусах спорят, более того, спорят только о них. Вот лежит ковёр, цветной, не так чтобы дорогой, но и не дешёвый, немало…

  • "ДЕВУШКИ НА МОСТУ"

    Эдварда Мунка, написанные в 1902, пойдут с молотка в Нью-Йорке 14 ноября 2016. Аукционный дом "Сотби'с" предполагает, что полотно уйдёт где-то за $50…

  • РАННИЙ ВАН ГОГ

    Гений уже живёт в нём в самом начале десятилетия 1880-1890 (это, собственно и весь его творческий период), но смотрит ещё не так, как будет потом.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments