Как-то уже писал о своём инсайте (не инсайде) что Г. верующий человек. Вот два его пассажа из последних тредов.
Это призошло ещё на уровне полисной жизни.
Наиболее древние аспекты религиозной жизни - религиозный туризм, приносящий колоссальную прибыль, и захоронение мертвецов. В христианстве видно невооружённым глазом происхождение от городского цеха могильщиков.
Вся история христианства, а равно буддизма-мусульманства-индуизма-эллинизм
Высказывания не развёрнутые, сделанные в режиме интервью, на публику. И возможно я спекулирую (выкладываю мысли о мышлении, причём чужом) пытаясь расшифровать смысл этих двух, на мой взгляд, очень нетривиальных высказываний.
1) Вера - это не религия. Более того, вера в определённом смысле даже противостоит религии.
С этим я давно согласен. Эта мысль очень полезная особенно в свете противостояния христиан постмодернизму, мультикультурализму и глобализму. Современные релятивисты исподволь, но благодаря СМИ очень мощно, внушают мысль: "христианство - это одна из исторических культур, и этим, конечно, ценна". То есть в принципе всё равноценно: что африканские ритуальные маски (которые так нравились Пикассо), что Рембрандт; что религия вуду, что религия католиков; всё это лишь исторически преходящие "культурные формы".
2) Познавать Бога любыми "внешними" способами - пустое занятие. Например, глупо искать Бога в следах, оставшихся от творчества "искавших Бога", искавших научно, философски, художественно, а иногда и технологически. Это всё равно, что создавать институт "религиозного туризма". Или придавать слишком большое значение захоронению мёртвых и цеху гробокопателей. "Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов".
БОГА НЕЛЬЗЯ ОБЪЕКТИВИРОВАТЬ! Он не прилежит созданному им миру, своему творению внешним образом. Он связан с миром, с тварью, как-то иначе. Как-то "изнутри".
Те, кто были в состоянии творческого поиска и оставили потом поэму, трактат, живопись, ВОЗМОЖНО и встречались с Богом, но мы то здесь при чём? Поэма, картина, здание церкви, литургия - это только знаки для нас. Хватит ли нам творческой или со-творческой энергии повторить извивы поиска автора? И встретим ли Его? Ведь это милость, любовь, дружеское расположение, а не алгоритм, в который верили фарисеи: исполни все предписания - и Бог сойдёт к тебе.
Традиция западного христианства от Августина к Аквинату, тем не менее, как-то толклась вокруг выстраивания модели Бога. Ничего, конечно кроме карикатуры на Бога не получалось. Хотя схоластика не пропала. Социальные преимущества Запада не в последнюю очередь - в ней.
Выступая против окарикатуривания Бога, Галковский, думаю, что инстиктивно, благодаря какому-то исключительному интеллектуальному вкусу, присоединяется к восточной христианской традиции, к нам, православным!