Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

ПОЧЕМУ ПРОЕКТ ЩЕГЛОВСКОГО КЛУБА БУКСУЕТ?

Клуб задумывался как сетевая структура для работы с текстами и сетевыми акциями Галковского, имея в виду, что структура в каком-то смысле "усилит" реакцию на деятельность Галковского. С самого начала, с момента формулиррования идеи создания или самосоздания сетвой структуры, эта структуру стали проектировать как структуру со встроенной системой управления, принятия решений, потому что "структура должна соблюдать правила".

Это требование к структуризации стало исходным, чем-то вроде "догмата", да никто особенно и не возражал. А что возражать, если ничего содержательного пока не обсуждалось, не затрагивалась ни деятельность ДЕ, ни его личность, ни личности участников, ни их сетевая деятельность. Обсуждались только разные абстрактные СХЕМЫ уравления, принятия решений: вроде схемы экспертных оценок и алгоритмов обработки экспертной информации, многокритериальные задачи, проект робота по производству формальных решений и пр.

Подставили ли себя потенциальные участники структуры под действие правил, системы управления, под принятие решений? Можно ответить, что ещё нет. Добавив к этому, что только потому что все эти "машинки" ещё не спроектированы до конца, не проведены испытания, доработки и т.д. Есть только намётки, рабочие наброски. Но можно и усомниться вообще в подходе: усомниться в том, что возможно ли вообще спроектировать и запустить клуб такого типа.

Есть фундаментальное философское различение "искусственное - естественное", с которым очень не любят работать сами философы, а уж социологи или социальные проектировщики и подавно, в силу очень трудной операционализируемости этого различения. При этом, естественное - это устойчивое, долго складывающееся, но потому и долговременное, словом, "хорошее". А искусственное - это нечто кем-то спроектированное и навязанное другим, и в силу этого неустойчивое из-за внутренних противоречий, недолговременное.

В самом деле если взять любую известную исторически форму социального, или как говорят некоторые авторы "форму жизни вместе", скажем, полис, или рес публику, общее достояние, или государство, которые изучались больше других форм, то можно ли относительно этих форм сказать, как они складывались? "естественно" или "искусственно"? Кавычки здесь стоят вот почему: этот процесс складывания в определённом смысле является одновременно и искусственным, и естественным.

То что в классической литературе, например, у Гоббса, Руссо, или позднее у Гумпловича или Фергюссона, считалось естественным процессом, особенно складывание первичных гемайншафтных или, наоборот, гезельшафтных структур (община и общество), из которых, потом конструируются все известные более сложные структуры и институции, является ведь естественным условно. В их моделях просто не учитывается, что каждый индивид, включающийся в ту или иную социальную форму может иметь и имеет свой проект этой структуры.

Складывание, ну допустим, полиса - это процесс долгого взаимодействия и борьбы многих носителей разных проектов, пока не находится опытным путём, методом проб и ошибок, некий совместный проект для всех участников полиса, и для тех, кто имеет собственное мнение, свою рефлексию относительно полиса, и для тех, кто просто соглашается и присоединяется. Но каждый участник воспринимает проект "полис" КАК СВОЙ. Это и обеспечивает устойчивость и долговечность данной формы совместной жизни и/или деятельности.

Такая структура, как клуб вне сети - это форма, система управления в которой подчинена любому из участников, он ей пользуется как своей, она обслуживает его пребывание в клубе. Но главное: его проект клуба, его представление об этой форме согласовано с проектами и представлениями других, что фиксируется в уставе. Крайнее выражение идеи клуба - это место, где джентльмен может помолчать в обществе других джентльменов (Чапек об английском клубе). То есть клуб понимается как форма, где вообще нет никакой совместной деятельности.

Если взять близкие к клубу формы, например, разбойничью шайку или рейдерскую бригаду, которые создаются ради совместной деятельности и ради реализации совметных целей, то требование, чтобы проект этой формы, её СУ и т.п. были согласованы со всеми участниками, чтобы каждый воспринимал проект устройства и функционирования шайки или бригады КАК СВОЙ, это требование сохраняется.

Отказаться от этого требования можно только в структурах и формах формализованных и отчуждённых (да не убоюсь марксистского термина) например производственное предприятие или органы госуправления, где "свой проект и представление" замещается разными компенсациями: вроде оплаты труда, социального престижа, принуждения и т.п.

Странно, как-то много слов получилось, чтобы сделать почти тривиальный вывод: формы типа клуба, шайки, банды, бригады (напомню, что первая интуиция, сформулированная Щегловым, при создании клуба была - "стая умных") должны создаваться, как "естественные" формы, то есть достаточно долго, в процессе согласования многих проектов и вплоть до того момента, пока не выкристаллизуется один, но который всеми участниками будет восприниматься КАК СВОЙ. Иначе, не пройдя этой процедуры, ЛЮБОЙ вброшенный проект будет восприниматься КАК ЧУЖОЙ, и будет бессознательно или сознательно саботироваться участниками. Примеры известны.

Отдельный вопрос о методах интенсификации процесса согласования проектов, для того чтобы уменьшить время достижения стадии СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ КАК МОЙ. Вне сети иногда давала результаты методология организационно-деятельностных игр. Как это делать в сети - не представляю.
Subscribe

  • ПРОСТИЛИСЬ С ПРИНЦЕМ ФИЛИППОМ

    Дистанцирование и самоизоляция заметно изменили церемонию прощания, сделав её малолюдной и обязав всех надеть изолирующие чёрные траурные маски,…

  • ВЕЛИКОПОСТНЫЕ ШТУДИИ

    Поэтическое произведение Цезаря Нострадамуса, живопись Фернандо Ботеро и отличный перевод Артёма Серебренникова:

  • КУБРИК или ТАРКОВСКИЙ

    наверно теперь уже ни тот, ни другой: они оба стали уже уходящей, если не давно ушедшей натурой:

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • ПРОСТИЛИСЬ С ПРИНЦЕМ ФИЛИППОМ

    Дистанцирование и самоизоляция заметно изменили церемонию прощания, сделав её малолюдной и обязав всех надеть изолирующие чёрные траурные маски,…

  • ВЕЛИКОПОСТНЫЕ ШТУДИИ

    Поэтическое произведение Цезаря Нострадамуса, живопись Фернандо Ботеро и отличный перевод Артёма Серебренникова:

  • КУБРИК или ТАРКОВСКИЙ

    наверно теперь уже ни тот, ни другой: они оба стали уже уходящей, если не давно ушедшей натурой: