Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

ПРЕДЕЛЫ ФУТБОЛЬНОГО ЛИЦЕДЕЙСТВА



...в последние дни читаю, что "ах, Алжир чуть не победил Германию", "ах, Швейцария на равных играла с Аргентиной", ну и все в том же духе, какой мол интересный чемпионат.
А между тем, во всех 8 матчах на вылет победили фавориты (команды, занявшие первые места в группах). Такое вот "на равных".
У меня еще в прошлом десятилетии возникло подозрение, что современный футбол - разновидность балета, не только результаты, но и ход матчей там тщательно планируется и разыгрывается как по нотам. В прошлом это не всегда получалось, приходилось вмешиваться судьям ("рука бога" Марадоны, незасчитанные голы в Корее), но к 2014-му команды наконец научились играть по сценарию. Поэтому сценарии теперь пишутся куда интереснее. Поэтому и чемпионат интересный.
Правда, в 1/8 финала сценарий был один и тот же. "Второй номер переигрывает фаворита 3/4 времени, но на последних минутах фаворит собирается с силами и вырывает незаслуженную победу". Надеюсь, в следующих турах сценарий поменяют, а то уже смешно на это смотреть.


Если это не очередной наброс и не скрытое издевательство над читателем, то тогда это пример авторского роботизма. Под последним я понимаю слишком сильную включённость писателя в свою литературную практику. Включённость до автоматизма. Включённость до того, что он и в самом деле начинает верить в эстетические правила, типа трёх единств, а главное ощущать себя Автором с большой буквы, то есть демиургом, для которого в момент написания текста нет людей, но только персонажи, каждый из которых отрабатывают свой номер, а все вместе исполняют сценарий. Сценарий!

Возможно, что когда этот автор закончил свой пост, то снова стал видеть людей, а жизнь перестал воспринимать как сцену и игру актёров на ней, и к нему снова вернулось критическое зрение. И тогда возможно он задал себе простой вопрос: а способны ли футболисты сыграть спектакль по описанному им сценарию? Если он и задал себе этот естественный вопрос, то всё равно писать дальше не стал, а может ему показалось скучным исследовать возможные ответы.

Неужели футбол так прост, что два тайма игры можно разыгрывать по нотам и хаос жизни, срывы и бифуркации можно держать в узде и они никогда не выскочат в самый неожиданный момент? Неужели укус Суареса в плечо Челлини — это отдельная подпрограмма, которая исправно включила мозг и психику футболиста, и он отработал по полной. Нет, я понимаю, что за миллионы, которые получают игроки несравненный Зидан может и пободаться головой, если так нужно по сценарию, чтобы была некая локальная завязка-кульминация-развязка на публику... Но, повторяю, так ли хорош Зидан как актёр?

Актёры долго учатся исполнительскому мастерству. Возьмём только одно сценическое движение: как всё время чувствовать и контролировать центр сцены, задник и боковые границы, как согласованно взаимодействовать с партнёром, упражнение "зеркало", развитие способности к эмпатии и ещё тысячи разных навыков, умений наработок... и каждый день тренинг и тренинг! И на сцене площадью около 200 кв м актёры кое-как добиваются исполнения замысла автора и режиссёра. А смогут ли даже суперпрофессиональные артисты сделать следующее? —

У меня есть знакомый --- американский военный, которому в Юго-Восточной Азии пришлось вместе с англичанами обучать местных коллег. Он описал мне (совершенно серьёзно, у него вообще чувство юмора практически отсутствует) как развлекались жители Альбиона: они размечали футбольное поле, ставили ворота, делились на две команды, назначали судей, и в течении 45 минут бегали по полю, пасовали, атаковали и контр-атаковали, показывали карточки и назначали пенальти, внимание: без мяча. Все удары и их результаты существовали исключительно в воображении джентельменов, однако команды действовали как осмысленное целое и игроки проявляли настоящие эмоции, кричали, махали руками и пр. Единственным материальным эффектом такой игры была тупая ярость в которую она приводила местных наблюдателей, которые, не в силах поверить, что разумные люди способны с таким азартом гонять воздух, безуспешно пытались разглядеть несуществующий "маленький мяч".

В своё время меня так впечатлил это пассаж, что я записал его в мемориз. Ведь отсюда следует что англичане действительно сверхлюди и в общем-то по праву руководят своими колониями и миром. Это ж какой градус рефлексии надо иметь каждому, но это ладно, рефлексию мышления можно поставить и развить, но коллективное рефлексивное управление 25 человек плюс выдающееся актёрское мастерство... Это уж или-или: или сверхлюди или это отлично стилизованная шутка образованнейшего furia_krucha.

Я в студенческие годы играл на уровне областного чемпионата и даже получал где-то 40 руб за игру, так что формально был профи, и могу сказать следующее. Подкуп в футболе вещь возможная, но договорные матчи — нет. В том смысле, что можно подкупить кого-то индивидуально: судью там или вратаря. И у них есть возможность недосмотреть или ошибиться более-менее естественно, да и то это должен быть человек с развитым мышлением и умением держать в горизонте внимания довольно объёмную и сложную игровую ситуацию, а в футболе такие люди редкость. Стрельцова до сих пор помнят, потому что "понимал игру", а "его никто не понимал". Действительно, умение вовремя и точно отдать пас - это привилегия единиц, вроде Пирло и Бекема. А казалось бы, ну что тут такого "видеть поле" и "иметь игровое мышление". Да, а вот подкупить целую команду — никто и не будет пытаться, потому что тут встаёт во весь рост всё та же проблема согласованных действий 11 чел на площади 5000 кв м с противодействием. Результат не предсказуем.

Я уж не говорю о том, как сымитировать усталость, и преодоление усталости в последнем рывке и невероятном ударе... который всё равно может быть мимо... а потому что мяч подскочил на кочке в последнюю милисекунду, а соперник незаметно подтолкнул, слегка так. И так в каждый момент игры — десятки неучтённых параметров, факторов и просто каких-то бесенят, которые то "за" то "против". И эти эти все факторы и бесенята, которые на прямом проводе с хаосом, почти как броуновские частицы своими импульсами выстраивают уникальную траекторию игры и исход матча. Траектория! а не сценарий. Какой контроль? Вы чо, ребята.
Subscribe

  • ПОЩЁЧИНЫ ЛОНДОНУ

    Коварная, надменная и хранящая множество скелетов столица получала во время WW2 чувствительные пощёчины в виде бомбёжек, иногда бомбы попадали в…

  • ПОТРЯСНОЕ ФОТО

    Эдинбург с воздуха, фото Альфреда Бакхэма (Buckham), примерно 1920.

  • НУ ВОТ, ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ ПОШЛИ...

    Вчера мы обмолвились, что во внешней политике нашим нужно обращаться через голову Терезы Мэй прямо к деловым кругам Юкей. И вот началось: 16 марта…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • ПОЩЁЧИНЫ ЛОНДОНУ

    Коварная, надменная и хранящая множество скелетов столица получала во время WW2 чувствительные пощёчины в виде бомбёжек, иногда бомбы попадали в…

  • ПОТРЯСНОЕ ФОТО

    Эдинбург с воздуха, фото Альфреда Бакхэма (Buckham), примерно 1920.

  • НУ ВОТ, ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ ПОШЛИ...

    Вчера мы обмолвились, что во внешней политике нашим нужно обращаться через голову Терезы Мэй прямо к деловым кругам Юкей. И вот началось: 16 марта…