можно рассказывать у костра,
а можно и в зале, на литературном вечере.
Жили-были дед да баба, и было у них два гроба — у каждого собственный.
Баба свой гроб любила, а дедов не любила. Через день то мусор в него вывалит, то помои выльет и закопает. Дед проснется, хватится: где мой гроб? А баба ему отвечает: «Сам знаешь! в могиле на кладбище!»
Дед соберется, лопату возьмет и отправляется гроб из могилы вызволять. Ходит, спрашивает: «Никто не видал тут свежей могилы, там мой гроб?» Конечно, чаще сам находил. Выкопает, от грязи отчистит, просушит на солнце и домой несет.
Надоело бабе такое дело, решила она раз и навсегда избавиться и от деда, и от его гроба. Разъярилась, кричит:
— Бери свой гроб, тащи в лес и оставь его там волкам и медведям!
Дед спрашивает:
— Зачем мой старый гроб зверью?
Баба отвечает:
— Не твоего ума дело! неси как есть и всё тут!
Делать нечего. Собрался дед с силами, погрузил гроб на телегу и поехал в лес. Едет-едет, едет-едет, вдруг дорога закончилась, в большое дерево уткнулась. «Ну, — сам себе говорит дед, — видать, куда надо приехали. Оставайся, домовинушка родная, туточки…»
На то, как дед привязывал гроб к дереву, оказывается, леший смотрел. И от бессмысленности начал беспокоиться. Подошел к деду и спрашивает: «Зачем вы это делаете?»
Рассказал дед лешему о своей горькой доле — злой бабе. Осерчал леший, загудел, зашумел. Отвязал гроб от дерева и набил его доверху всякими подарками: слитками золотыми, ложками серебряными, тканями заморскими и рисом нешлифованным. Нагрузил и приказал деду домой возвращаться. Обрадовался дед, поблагодарил лешего и подумал: «Вернусь, баба подарки увидит, подобреет и перестанет над моим гробом издеваться».
Но не тут-то было. Не добреют бабы от подарков. Увидав, сколько сокровищ дед из лесу в гробу привез, пуще прежнего разошлась:
— Запрягай, старый, лошадь и вези мой гроб в лес. Да смотри, без подарков лешего не возвращайся! и чтоб не хуже были!
Поохал дед, повздыхал, закинул бабин гроб на телегу и обратно в лес отправился. Добрался до того места, где дорога кончалась, глядит — а там ни дерева нет, ни лешего, ни леса. Один овраг крутой глубокий. Погоревал дед, поплакал, скинул гроб в овраг да и вернулся ни с чем. Во двор к себе доехал… Что такое?! На месте старого дома — хоромы княжеские. Вместо деревянных корыт во дворе — чаны эмалированные. Там, где сарай с гробами стоял — колумбарий.
А в светлице за столом баба и леший чай пьют с калачами маковыми.
— Здорово, старый знакомый! — кричит деду леший. — Спасибо, что помог добро из лесу в дом перевести, сам бы я за раз не управился.
— Пожалуйста, — ответил дед и с ума сошел.
А баба с лешим еще долго жила и про гробы более не вспоминала.
Николай НОВОДВОРСКИЙ
23 Сентябрь 2013