Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Category:

ЗАМЕТКИ О РЕЦЕПТОРАХ ВКУСА

Френд papa_gen написал пост против релятивизма в оценках.
Редкий случай, когда я со всеми положениями автора согласен и отмечаю это с удовольствием, потому что тема больная, а этот папа-генский текст боль утишает.
Сам я, кажется, тоже писал что-то похожее и на близкую тему, давно.
Я всегда считал, сначала интуитивно, а потом и мировоззренчески, что существует абсолютная шкала, иерархия и пр.
Если, конечно, веришь в Бога.

Правда надо заметить, что потом в комментариях к своему посту Папа-ген добавил-таки ложку дёгтя в свою же бочку мёда.
Мне не очень понравилось, что метафору рецепторного вкуса (метафору работающую, хорошую) автор абсолютизирует.
Художественная вещь должна, конечно, быть "вкусной", и часто этого достаточно.
Но бывает, что помимо вкусности в том или ином художественном произведении есть и ещё кое-что, что улавливается не вкусом, а чем-то, даже как будто и не чувством.

Я специально, исходя из высказываний в комментариях к посту Папа-гена, проиллюстрировал мою перепечатку произведением очень далёким и чуждым русской культуре ― арабской каллиграфией, соединённой с изображением животного (синтез слова и визуального образа, а может, это и не синтез). Это не вкусно (для нас) но я, например (говорю только о себе), чувствую знаю вижу, что это искусство.

ПРО РЕЛЯТИВИЗМ В ОЦЕНКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА (оригинал)

Вчерашний мой "вопрос к залу" про лучших русских писателей-стилистов неожиданно благодаря пользователю yuss повернулся в сторону "о вкусах не спорят". Выражение это настолько ходячее, настолько же и глупое.

Если брать вкус, что даден Богом любому живому существу, то выражение это бессмысленно. Лежащий в его основе релятивизм полностью убивается изначальным назначением вкуса: определять наличие пищи, при этом определяя ее качественность, т.е. пригодность для потребления. Это неправильное мнение, что запах пищи не является вкусом. Дело в том, что часть запаха, даже запаха, анализируется рецепторами, расположенными на языке, т.е. вкусовыми рецепторами.

Т.е. когда мы подходим к дому и чуем, как пахнут котлеты, что жарит наша супруга, мы не только запах улавливаем, мы отчасти вкус улавливаем. Правда-правда. Почему? А потому, что обоняние изначально отсутствовало. Рыбы плавают в воде, и они улавливают не запах пищи, а именно вкус. Потом часть вкуса стала запахом, но часть запахов для нас есть именно вкус.

Я к чему это? А к тому, что вкус в кулинарном плане очень уж такое важное чувство. Мы с вами не будем в обычной ситуации есть тухлятину. Почему? Вкус омерзительный. Можно пойти двумя путями: объяснить каждому живому существу, если, конечно, это не падальщик, что тухлятина содержит в себе болезнетворные бактерии, паразитов разных, наконец, токсины, часть из которых не может быть уничтожена даже тепловой обработкой. Т.е. прочитать лекцию, что такую пищу есть опасно. А есть более действенный способ - снабдить каждое существо рецепторами, что вызовут омерзение.

Т.е. различение добра и зла дается не на думственном, как бы некоторые сказали, объективном уровне, а на уровне чувств, т.е. на том уровне, что чаще всего многие яйцеголовики относят к субъективному. Но простите, а почему это субъективному? Разве есть тухлятину хорошо?

Так и с художественным творчеством. Там тоже намешали сейчас всего. Тоже потоптались на темы релятивизма восприятия. Но дело в том, что чувство прекрасного ровно такое же объективное, как и чувство вкуса в кулинарии. Просто теперь вошло а моду думственными ужимками протаскивать в искусство то, что им не является. Но поверяется все просто.

Вот берем изобразительное искусство. Возьмем некое полотно немецкого "актуального искусства" и полотно немецкого художника-модерниста ("модернистами" в Германии называли примерно тех, что у нас называли передвижников) где-то 1880-х годов. А потом возьмем рядового немца и предложим ему выбрать картину для себя, т.е. вообразить, что у него есть свободные деньги на картину для дома. И большая часть немцев предпочтет купить картину модерниста, а не современную мазню. И никакие рассуждения прА "переосмысление канонов красоты" и "социальную актуальность" не помогут. Куратор на пену изойдет, но никто не купит картину его художника. Собственно, их практически никто и не покупает. "Актуальные" художники живут от выставки к выставке, что организуют кураторы на государственные гранты и гранты всевозможных фондов.

Точно так же и с художественной литературой. Только в ней все еще проще. Если какого-нибудь художника-беспредметника покупают для того, чтобы повесить в новомодном интерьере, то литературную тухлятину типа Бабеля, Веселого или Сорокина будут читать только те, кто предрасположен к такой духовной пище. Т.е. это литература для социопатов.

И никакие рассуждаловы прА литературоведение не спасут этих ошметков от того, чтобы именоваться ошметками.

Сказанное вовсе не означает, что нужно как-то ограничивать книгоиздание, вводя цензуру и т.п. На самом деле все само отсеивается. Но нужно научиться давать по рукам тем ухарям, что под видом рассуждалов прА литературоведение пытаются навязать обществу свои низменные вкусы, втиснув на полку с Гоголем, Салтыковым и Лесковым тех же Бабеля, Веселого и Сорокина.


И обязательно надо посмотреть комментарии.
Tags: приготовительная школа эстетики
Subscribe

  • АВТОБУС — ВЕЩЬ ТВЁРДАЯ!

    Вот один художник решил изобразить некий автобус в бытность его автолавкой. Изобразил... Краткий эпизод... рисунок слегка такой... не то чтобы…

  • МУЗЫКОТЕРАПИЯ

    вещь доступная, а действует никак не слабее, чем... ну скажем, чем душ Шарко. Давайте, подставим лицо под струи:

  • КАК ЭТО БЕЗ МАСКИ?

    Мы же не сможем играть!.. Свои социальные роли.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments

  • АВТОБУС — ВЕЩЬ ТВЁРДАЯ!

    Вот один художник решил изобразить некий автобус в бытность его автолавкой. Изобразил... Краткий эпизод... рисунок слегка такой... не то чтобы…

  • МУЗЫКОТЕРАПИЯ

    вещь доступная, а действует никак не слабее, чем... ну скажем, чем душ Шарко. Давайте, подставим лицо под струи:

  • КАК ЭТО БЕЗ МАСКИ?

    Мы же не сможем играть!.. Свои социальные роли.