Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Category:

ФИЗИОГНОМИЧЕСКИЙ ГЕНИЙ ДЮРЕРА

вполне обнаружил себя в четырёх автопортретах:





Альбрехт Дюрер (1471-1528) ― заметнейшая фигура Северного Ренессанса. Как гравёр и рисовальщик он соперничал со своим старшим современником ― Леонардо из города Винчи. Его гравюры мифологических сцен и аллегорий сделали его известным в Христинском мире (то есть, в тогдашней Европе).

В первой половине жизни Дюрер сделал несколько замечательных автопортретов. Самый ранний ― в 1484 году, когда Альбрехт был не по годам развитым мальчишкой 13-ти лет. Портрет написан так называемым серебряным карандашом. Несколько позже автор приписал своей рукой в правом верхнем углу: "Это я сам нарисовал, видя своё изображение в зеркале, в 1484 году, когда я ещё был ребёнком ― Альбрехт Дюрер". Сегодня этот портрет находится в коллекции музея Альбертина в Вене. Этот портрет был написан примерно в то же самое время, когда Дюрер стал учеником золотых дел мастера в ювелирной мастерской своего отца в Нюрнберге. К большому разочарованию отца Альбрехт спустя примерно год после бросил занятия ювелиркой и попросился в ученики к выдающемуся нюрнбергскому художнику и печатнику Михаэлю Волгемуту. Ранний опыт ювелирной работы и навыки обращения с мелко-кузнечными инструментами потом, конечно, очень пригодились Дюреру в его гравировальной работе.

После того как в 19 лет Дюрер закончил своё ученичество у Волгемута он, следуя традиции, как и почти все молодые художники того времени, отправился в путешествие по разным гильдиям Южной Германии, чтобы изучить секреты мастерства и стили разных художников и печатников. Он пребывал, вероятно, в Страсбурге, когда написал "Портрет художника, держащего веточку чертополоха" (около 1493 года). Ему тогда исполнилось уже 22 года. Портрет был написан маслом на веленевой бумаге, и был подклеен к полотну лишь несколько веков спустя. Й.В. фон Гёте видел этот портрет в 1805 году в одном из музеев Лейпцига и был глубоко впечатлён этой живописью (наверно, потому что он тоже отдал дань физиогномике). В 1922 году этот шедевр был перекуплен Лувром.

"В этом лице всё ещё можно рассмотреть те детские черты, которые присутствуют в ранних автопортретах" ― отмечает веб-сайт Лувра. "Но уже мужская шея и кадык, крепкий нос, сильные умелые руки ― это всё уже от зрелого Дюрера, который, будучи великолепным гравёром, строил свои композиции в очень графичной манере. Совершенство деталей, выполненных будто в металле, которые можно видеть на примере шипов чертополоха, вызывают у нас в памяти то, что Дюрер был ещё и золотых дел мастером".

Есть две соперничающие теории о знаках, значениях и назначении этой картины. Одни исследователи полагают, что портрет был подарком по случаю помолвки с Агнес Фрай, на коей он собирался жениться в следующем году. "Фактически" ― утверждает Лувр ― "ветка чертополоха, которую держит художник, в Германии зовётся ‘Mannstreu’, которая есть знак верности мужа. Этот залог любви объясняет, кстати, и необыденную элегантность костюма. Главный пробел этой гипотезы ― это то, что в тот момент Дюрер мог и не знать о предстоящей женитьбе, которую планировал и организовывал его отец". Другое объяснение изображённых на портрете деталей следующее: колючий чертополох это символ тернового венца страстей Христовых. В любом случвае, на портрете имеется авторская надпись-посвящение "Сбывается всё, как предписано свыше".

Следующий из трёх именно живописных автопортретов был написан в 1498 году, когда Дюреру было 26 лет, то есть, когда он вступил в пору художнической зрелости. Дюрер уже совершил несколькими годами ранее первое из двух своих посещений Северной Италии, чтобы изучать итальянское искусство и математику. Там он был немало удивлён высоким социальным положением, которое занимали высококлассные художники, и сам был польщён соответствующим вниманием к себе. В Германии к нему относились, всё же, как к хорошему, но ремесленнику. "Как мне будет зябко на родине после такого солнца!" ― писал Дюрер своему другу Вилибальду Пикхаймеру. "Здесь я джентльмен, дома всего лишь только - праздный человек". По возвращении в Нюрнберг Дюрер стал заявлять и утверждать новое понимание общественного статуса художника. На этом портрете он изобразил себя как своего рода денди, в изысканно живописной одежде и с надменным выражением лица. Картина была написана маслом на дереве, и в настоящее время находится в музее Прадо в Мадриде.

Наконец, последний дюреровский автопортрет, написанный в 1500-м году, то есть, незадолго до 29-летия автора, и наполненный аллюзиями на Христа. Портрет написан маслом на дереве, и находится сейчас в Мюнхене в Пинакотеке Альте. В отличие от ранних портретов, которые, как и все секулярные, нецерковные изображения той эпохи, использовали поворот в три четверти, этот развёрнут фронтально, и смотрит прямо в глаза зрителю ― такой ракурс был зарезервирован однозначно за Христом. Его рука, касающаяся мехового воротника, не впрямую, конечно, повторяет, но, так сказать, изображает канонический жест благословения, характерный для икон. Подчёркнуто симметричная композиция стягивает внимание к глазам, создавая эффект "глаза-в-глаза" для созерцающего портрет. Авторская монограмма "AD" и посвящение по-латыни ― "Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, изобразил себя в вечном цветении 28-летия" ― также расположены на уровне глаз, дабы усилить эффект. Год "1500" написан прямо над монограммой "AD", поэтому всё вместе читается ещё и как "Anno Domini 1500", что лишний раз указывает на связь Дюрера со Христом. Историк искусств Джозеф Кёрнер подметил, что, возможно, композиция в целом, начиная с фронтального треугольника и до изгиба пальцев Дюрера на портрете, повторяет намёком охватывающую "А" и посаженную внутрь "D" монограммы художника. "Ничего из того, что мы видим в Дюрере на этом портрете не есть дюреровское" ― пишет Кёрнер ― "даже монограмма".
Tags: портрет художника, физиогномика
Subscribe

  • ПАСХА 1916

    Два года войны, войны великой, тяжёлой. И как светится лицо солдата радостью: ХВ, Христос воскресе!

  • ХРИСТОСОВАНИЕ С ИМПЕРАТОРОМ

    Сегодня мы так уже не умеем, забыт ритуальный смысл христосования, да у нас теперь просто даже и пластика движений не та... И если, допустим,…

  • ХРИСТОС ВОСКРЕС!

    Победа! Ура-ура-ура!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments