Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

ИСКУССТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

Юрий Тихонравов (yuritikhonravov) продвигает концепцию комплементаризма (взаимной дополнительности в суммарной полноте разных доктрин). Его критический разбор фильма Des hommes et des dieux (2010) во многом перекликается с позициями, не раз высказанными Богемиком (bohemicus).

Искусство политической пропаганды достигает в современном кинематографе таких высот, что дух захватывает. И это уже не только Тарантино, который так обосновал расизм, что слова поперёк не скажешь, будь ты хоть раззвезда политкорректности. В музейной Европе тоже кое-что понимают.

Ксавье Бовуа рассказывает реальную историю траппистского монастыря в Алжире, где в 1996 проклятые исламисты обезглавили семерых монахов. Казалось бы, примитивная задача - покажи, какие хорошие и добренькие монахи, всем помогали, а злые и ужасные бородатые ваххабиты их всех взяли и зарезали, никто не знает почему. Ан-нет, и агитку можно сделать тонко.

Во-первых, берётся эстетика Die große Stille (2005) - один в один. Во-вторых, персонажи показываются неоднозначно: и монахи трусят, и даже некоторые исламисты на мгновение могут проявить какие-то крупицы благородства (разумеется, под воздействием христианского смирения). В-третьих, подкладывается третий слой - гораздо более глубокая тема, и если интеллектуалу противно напрямую подставлять свой мозг пропаганде, он может сделать это через размышления над этой глубиной. Всё это в сочетании делает фильм очень мощным и, как говорили раньше, выводит его за пределы жанра.

Что же это за третий слой? В начале картины авторы вроде бы хотят показать сосуществование цивилизаций. На деле же они ненавязчиво показывают их столкновение. Пассивные мусульмане и активные христиане. Мусульмане могут только страдать (болеть, терпеть бедность и проч.), христиане, даже старенькие монахи, могут помочь. Первая мысль - сами же христиане некогда и создали такое положение, завоевав и унизив этот мир. Её озвучивает коррумпированный алжирский чиновник, который предлагает монахам военную защиту и уговаривает их покинуть страну. Но вторая мысль связана с напоминанием: ведь ещё раньше мусульмане, причём именно алжирцы, могли побеждать и унижать европейцев.

Террор алжирских пиратов в Сердиземноморье был прекращён именно с французским завоеванием Алжира в 1830. Им аукнулось. Да ещё как - ведь мусульмане действовали исключительно грубой силой, а европейцы превзошли их техникой и организацией. Теперь мусульмане борются за достоинство своей цивилизации, но ведь именно её основа не позволила им выиграть это соревнование. Не позволила и не позволяет. Так что борясь с иноземным и иноверным влиянием, они сами же подрывают возможность победить его. Тупик. И он вроде должен объяснить бессильную злобу, в которой персонажи фильма убивают всех иностранцев. То есть на самом деле оправдать авторов, которые не хотят делать антигероев живыми и правдоподобно мотивировать их поступки, пусть даже злодейские. Не режь, к примеру, алжирцы христиан, а прими христианство, и их положение было бы другим. И они сами были бы другими. Эта мысль так и сквозит в этой трагической истории. Причём это трагедия не монахов, а именно алжирцев. (В скобках заметим, что для выражения христианской темы на её пике, как и у Пазолини, использована русская музыка - это уже даже не тенденция, а стереотип.)

Вот такие произведения, в частности, дают французам возможность действовать, как они действуют. Поддерживать войсками военный переворот, подавляя силы оппозиции, в одной стране, и помогать точно таким же силам в другой против законного правительства. И аплодировать себе стоя. И чувствовать себя во всём правыми.
Tags: агитация и пропаганда, праведники, профанные наблюдения
Subscribe

  • НАДОЕЛО БИТЬСЯ ОБ УГЛЫ!

    Неевклидова архитектура, органические формы:

  • А ВОТ ЭТО — ХОРОШО!

    Этот пост помещаю, чтобы хотя бы отчасти уравновесить предыдущий: вот хорошо, что не разрушен этот рыночный павильон 1820 (!) года постройки. Но…

  • БЫЛ И ДРУГОЙ ЛОГОТИП,

    который в массовую серию не пошёл, слишком уж он был винтажного вида: На самом первом логотипе Apple был изображён сэр Исаак Ньютон и яблоня,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment