Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Category:

КАЛЬВИНИЗМ И ПРАВОСЛАВИЕ

Автор: Юрий Тихонравов (yuritikhonravov)
Кальвинисты считают, что любовь либо дана, либо нет. И ничего с этим поделать нельзя.

Католики верят, что любовь можно заслужить добрыми делами. Пусть даже они делаются без любви. Против этого кальвинисты резко возражают. Добрые дела сами по себе ни к чему не ведут. Как был без любви, так и останешься.

Православные верят, что любовь можно культивировать психопрактиками и т.п. Против этого кальвинисты ещё не возражали. Хотя очевидно, что ты не будешь заниматься никакими психопрактиками, если у тебя уже нет стремления к любви (добрыми делами можно заниматься и без такого стремления). А стремление к любви и есть любовь. В этом смысле между кальвинизмом и православием действительно нет противоречия.

То есть можно сделать кальвинистскую подложку под православие. Сами по себе молитвы святым и проч. ничего не дают - это чистое язычество. Но если Бог уже тебя спас и преобразил, ты будешь укрепляться в своей любви, активно преображаться и достигать больших или меньших успехов. Ты будешь общаться со святыми, будешь с охотой молиться и поститься, продвигаясь в уже данной любви. Бог даёт некий зазор между данной им благодатью и твои личным совершенством в пользовании этим даром.

Вопрос в том, как велик этот зазор, окуда начинается и где кончается. Этот зазор явно не начинается во грехе. А кончается именно что обожением. Начинается же в безусловной мирской праведности. Кто не праведен, у того нет любви, и тому бессмысленно культивировать то, чего у него нет. Мистика начинается не раньше благодати и её явного проявления в жизни. Мистика начинается для тех, кто уже свят, но жаждет более тесного общения с Богом. Православие - это надстройка над кальвинистским базисом, исихазм утончённая надстройка над штундой. А принимающие православие за массовый продукт на самом деле потребляют язычество.

Благодаря имплементации православия в кальвинизм проявляется истинная аристократическая природа православия. Православие не для всех - даже не для всех верных. Даже те, кому дана любовь, могут быть подвержены мелким прегрешениям в быту и не интересоваться дальнейшим движением. Кальвинистская культура, кстати, живо интересуется этой ступенью святости: может ли человек, обретший своё призвание, свой способ помогать людям, в котором он любит их и себя, быть невыносимым во внепрофессиональном общении (см., например, знаменитый сериал House, M.D.). Эту ступень можно назвать оправданностью, но она лишь самая первая - этот тот минимум, какой даётся благодатью. Дальше уже наступает сфера синергии, где движение достигается в том числе за счёт личных усилий оправданного. Это движение уже не мотивируется страхом ада, который преодолён оправданием, но лишь жаждой большего блаженства. Следующая ступень на этом пути - преодоление упомянутых прегрешений, безупречность, праведность. Далее следует подвижничество, или, выражаясь языком католической теологии, свершение сверхдолжных деяний. Далее следует уже, видимо, то, что называют обожением.

Такая надстройка православия на базе кальвинизма оправдывает в глазах последнего и почитание святых, в том числе через их иконы. Молитва направлена исключительно в адрес тех, кто достиг последней ступени святости, обожения, то есть такой степени богообщения, что обращение к нему практически неотличимо от обращения непосредственно к Богу. Молитва святому перед его иконой не спасёт того, в ком нет любви, и не может использоваться как магическое средство. Она лишь средство продвижения к Богу тех, кто уже избран и оправдан.
Tags: философская теология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments