
"Курильщики опия видят блаженные сны, светлые кущи рая. Я не курю
опия и не вижу блаженных снов. Но что моя жизнь без борьбы, без
радостного сознания, что мирские законы не для меня?"
"Кто придет ко мне и с верою скажет: убить нельзя, не убий? Кто
осмелится бросить камень? Нету грани, нету различия. Почему для идеи
убить – хорошо, для отечества – нужно, а для себя – невозможно? Кто
мне ответит?"
"Говорят еще: нужно любить человека. А если нет в сердце любви?
Говорят нужно его уважать. А если нет уважения? Я на границе жизни и
смерти. К чему мне слова о грехе? Я могу сказать про себя: «Я
взглянул, и вот конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть».
Где ступает ногой этот конь, там вянет трава, а где вянет трава, там
нет жизни, значит, нет и закона. Ибо смерть – не закон".
"Не верю я в рай на земле, не верую в рай и на небе. Я не хочу быть
рабом, даже рабом свободным. Вся моя жизнь – борьба. Я не могу не
бороться. Но во имя чего я борюсь? – не знаю. Я так хочу! Пью вино
цельное. «Не убий»… «Не убий», когда убивают твою жену? «Не убий»,
когда убивают твоих детей? «Не убий», - и оправдано малодушие, и
возвеличена слабость, и бессилие возведено в добродетель…
Да, убийцы «умрут от язв». Но «боязливых и неверных и скверных, -
участь в озере, кипящем огнем»".
"Хищный зверь убьет, когда голод измучит его, человек – от усталости,
от лени, от скуки. Такова жизнь. Таково первозданное, не нами
созданное, не нашей волей уничтожаемое. К чему же тогда покаяние?
Для того, чтобы люди, которые никогда не посмеют убить и трепещут
перед собственной смертью празднословили о заповедях Завета? Какой
кощунственный балаган".
Взято из журнала