и крякает, как утка, то это — утка".
(Британская мудрость)
Чтобы не было скучно, пример, а точнее: контр-пример, возьму яркий, зато из жизни.
Вот была у нас с группой товарищей идея в 80-х осваивать русскую народную традицию.
Ну, не всю, конечно, объёмы неподъёмные, а вот фольклор казаков: донцов, кубанцев, терцев и совсем чуть-чуть — уральцев.
Идея была неглупая: выползти из советской жизни к иллюминатору... и глотнуть иного, свежего воздуха. Почему воздух традиции казался нам свежим рассказывать долго, каждый из нас уже поискал основательно вкруг себя кто-где по модным тусовкам: похиповал, побуддийствовал, почитал даосских учителей, позанимался йогой, поснимал стрессы психодрамой и альтернативным театром, поразговаривал с эльфами, поэкспериментировал с психоделикой, один даже практиковал воинскую (адаптированную к спорту) динамическую медитацию — стал мастером спорта международного класса, испугался стать профи, и бросил. Всё это было какое-то узкое, сектантское. Короче, авторитеты указали — Традиция! там спасение, там воздух, чтобы дышать.
Но традиций в зоне доступности много: вот, тут лысые дервиши косят под суфиев, брови сбрили, гундосят по-арабски заученные суры, а там — дионисийствуют посредством пива и портвейна неоплатоники, а за герметически закрытыми дверями что-то там делают над собой закрытые каббалисты и расшифровывают утерянные символы закрытые алхимики. Круто! Круто, да.
Круто, да не очень. Как-то жаль было тратить жизнь молодую на чужое. Хотя почти никто в стране победившего "интер-" и "мульти-" не понимал, что это такое — чужое. На первом месте "общечеловеческое", всё в мире — родное, "нашенское". И все эти андерграудные тусовки тоже нами интуитивно воспринимались как... что-то откуда-то знакомое — как глубоко… советские! Ну, прямо генетическая память (кстати, так оно и оказалось).
Тогда понимания не было, только смутное чувство, что это всё — разные воплощения одного стиля, уходящего корнями в древний социализм-коммунизм, чувствовался такой... общий левацкий настрой во взаимоотношениях внутри этих тусовок, какой-то дух разрушения... Одно слово — подполье.
Сейчас-то ясно, что совок сам весь вышел из скрываемого образа жизни первертов, из тайных группок, из изуверских идеологий, из сообществ любителей извращений, насилия и террора. И разрушив традиционную Россию, взяв власть, СофьяВласьевна не оставила своим вниманием такую близкую ей альтер- или контр-культурную активность, прекрасно зная, что если реставрация начнётся, то начнётся она именно отсюда. И специальные службы власти, партия в партии, партийная разведка, её "орден меченосцев" активно работали и продолжают работать в этой области. Они знают, что молодость – время поиска. И знают, что это нельзя оставить без контроля. Работают с тягой молодёжи к Священному Граалю — поиску истин, спасения, воплощения мечты, идеальных мест, утопий. А андерграундные, суб- и контр-культурные группы, поддерживаемые или даже создаваемые специально специальными отделами, используются как аттракторы для активной молодёжи, и особенно для нейтрализации активных и перспективных лидеров — им как бы дают поле (тупиковой и полностью контролируемой) активности, «ставят на лыжи», дают «путёвку в жизнь», но при этом создают «заглушку», и жизнь молодая проживается зря.
Понаставили аттракторов-заглушек, и туда уйдут ищущие, талантливые, подающие надежды. Не будет традиционных генералов и адмиралов (вместо них — симулякры), не будет промышленников, администраторов, иерархов, дипломатов, инженеров — потому что «там умного не надо» и поставят легко заменяемого идиота, чтобы эта ветка не дай бог не зазеленела, или члена "ордена", если нужна более сложная работа по организации «бега на месте». О, на особо опасных культурно-идейных направлениях работают тонкие люди с восточными глазами уровня Каткова или Победоносцева, только они на самом-то деле — анти-катковы и анти-победоносцевы. Так «заглушили» традиционную русскую церковь, чтобы не дай Бог (хе-хе) не сложилась живая жизнь приходов, или появились учИтели, церковные учёные, святые или юродивые. Юродствовать могут теперь только особо доверенные «художники» или человеко-собаки. Не вырастут люди — не разовьются институты, не сложится ни государство, ни нация. В первые же годы СофьяВласьевна заглушила все исследования русского фольклора и довольно развитое движение краеведов, я уж не говорю про немедленно и тихо уничтоженных политических регионалистов. Оставить такой опасный зародыш?.. Нет, только резать! не дожидаясь перитонитов.
Вот на таком фоне мы стали осваивать кое-что из традиции русского казачества. Казак становится собой внутри традиции, которая есть космос — упорядоченное многообразие вещей и идей, знаков и символов, песен и ритуалов, плясок и приёмов боя, военной тактики, сказок и присказок… я как-то прикинул, множество это не такое уж большое, труднообозримое, но счётное. Смешно так ставить вопрос, но это примерно сотня тысяч элементов. И что особенно интересно, из-за плотной упакованности и организованности и иерархичности, работает типа как система Гугол – на все вопросы и ситуации следует мгновенный ответ. Поэтому говорят: традиция знает всё, она думает за тебя. Казак, носитель своей традиции, чувствовал себя в своём мире прекрасно — брал, всё что ему было нужно, постился, молился, был домохозяином, любил и холил хозяйку и детей, образовывал с соседями, другими домохозяевами, казачий круг (типа, парламент), защищал царя и отечество и веру, жил полной жизнью. Как выразился один из теоретиков казачества XIX века, «я хочу, чтобы у казака было не только всё необходимое, но и лишнее, а кыргиз для меня — существо постороннее». Очаровательная неполиткорректность 150-летней давности.
Так как традиция — это «гугол», то достаточно осваивать «ключевые слова», то есть элементы, из которых разворачивается всё остальное. Такие элементы похожи на голографию: в элементе как-то магически содержится вся традиция целиком, множество мощностью в сто тысяч единиц.
И вот мы, пятеро, казаки воюют пятёрками, уже стоим кружком и «тянем квинту», да-да музыкальный пятеричный! интервал, который порождает обертоны, их много, мы их слышим извне, состояние предэкстатическое… А нужно вытащить из себя фольклорный казачий звук — он не нутряной, хотя диафрагма напряжена страшно, скорее горловой, вибрирующий, и при большой громкости — свистящий. Казаки поют в седле, часто на рыси, кое-что боевое — и в галопе, поэтому, чтобы не прикусить язык, поют почти не разжимая зубов… как? Да вот так, всего не расскажешь.
Потом — культура: язык, тексты песен, и тексты плясок, множество «текстов казачьей культуры». На освоение материала может уйти вся жизнь, но «гугол» работает, и через несколько лет, знаем больше, чем сами носители, благодаря поставленной рефлексии понимаем лучше, поём лучше, пляшем более целенаправленно. Целе... куда? Казачья пляска это тренинг боя, как охота — это занятие воина в мирное время, чтобы навык не ржавел.
Были в казачьих местах, "этнографическая экспедиция", понимаешь, общались с чудом уцелевшими носителями, их в 80-е оставались единицы, слушали аутентичный местный звук. Пытались понять паттерн казака. Его можно восстановить по действию. Примерно так. Когда 82-летний домохозяин узнал, что один из нас сидит с его 76-летней женой и записывает на магнитофон колыбельную, он просто взял в руки обрезок железной трубы (шашку доставать было долго из сундука-то) и пошёл нашего убивать, и убил бы просто на автомате, если б мы его сами не убили невероятным выкупом — ружьём без патронов.
Показывали мы наше (чужое!) «искусство» другим тусовкам, пробовали устраивать перформансы вместе с рокерами. Опыт интересный. Пятёрка бородатых казаков-интеллектуалов легко заглушала рок-н-ролльный звукоусилительный аппарат вместе с ударной установкой и микрофонным вокалом. — Области звука как-то не пересекались что ли.
Самый крутой перформанс у нас был, как бы тест на освоенность традиции — поход на лошадях с песнями сквозь зубы на пять голосов (да!) свистящим звуком. Ну, чего ещё? Пляски с шашками наголо со всеми ритуальными делами, с топтанием сапогами земли до полного боевого экстаза – могём! Основные обряды (в традиции вся жизнь упорядочена готовыми ритуалами) проводы, встречи, похороны, свадьбы — знаем! Стали мы настоящими казаками? Хоть мы никогда не надевали штанов с лампасами, черкесок с газырями да папах каракулевых.
А параллельно с нами, на наших глазах вырастала большая и уродливая заглушка на идее освоения и возрождения казачьей традиции – так называемое «ряженое казачество». Теперь уже дети комиссаров, но с по-прежнему масляными глазами выстроили целое движение на базе бывших партийных деятелей и комсомольцев. Как я заметил, им особенно нравятся ордена и медали на кителях и нагайки. В общем, явление это известное, чего о нём писать. Так, для ясности, скажу ещё коротко, что Кубанский Хор, Зыкина, а сегодня Бабкина – это заглушки на русской традиционной фольклорной песне, чтобы подлинное не пробилось.
Итак, «выглядит, крякает – значит, утка».
Мы «крякали» даже лучше самих казаков. Ряженые выглядят даже лучше самих казаков.
Отчего тоска берёт за горло, когда я думаю о судьбе русского казачества?
Напоследок, приведу здесь кусок из моего старого поста:
ЧЕГО ДАВНО НЕТ, А ЕСЛИ БЫ БЫЛО, ТО КОЕ-КОГО... ТОГО
Это подлинные русске песни, казачьи, песни разгромленного воинского православного ордена. Они есть только знак, который указывает на некоторую целокупность, которой уже давно нет. Тем не менее, знак этот создан, и создан сегодня: частично исторически реконструирован, частично мифологизирован, немного подработан под сегодняшние представления. Знак указывает и рассказывает: это было. Знак говорит: есть и другое умонастроение, другой строй чувств - не такой, как у победителей, хозяев сегодняшней жизни, вкусы которых вызывают отвращение. Знак говорит: это голос проигравших всё, обманувшихся и обманутых и подло убитых.
1.
2.
3.
4.
5.