Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

НАСКОЛЬКО НОВ НОВЫЙ ГОД.

Вот я запостил сообщение НЕ БУДЕМ РАБАМИ КАЛЕНДАРЯ о ребятах из Швейцарии, которые хотят отменить переход в следующий год. На первый взгляд может показаться, что они традиционалисты, которые считают, что Золотой век уже был, а чем дальше по времени, тем только хуже, и сегодня уже век Железный, кали-юга, а дальше - только ещё хуже. Но нет, они самые что ни на есть модернисты: им надоело встречать "новые года" всё время одинаково. Они хотят изменений и нововведений, хотят отменить календарь. В пределе это умонастроение то же самое, что у Белой королевы в сказке про Алису: никаких "правил игры" и никаких систем отсчёта, это приводит к экстатическому состоянию опьянения или алхимическому путешествию в стихии воды, где всё зыбко и не на что опереться. Как сказал поэт: "учитесь плавать, учитесь плавать, учитесь водку пить из горлА". В таком состоянии праздника - зачем календарь? Праздник, это и есть в каком-то смысле выход за пределы календаря, за пределы необходимой и неизбежной смены дней, сезонов, упорядоченной повседневности труда и отдыха, подробно и тщательно размеченной повседневности.

Традиционный образ жизни - это и есть календарь, объемлющий всё, и приручивший даже праздники, загнавший их в клетки дней, а рвущуюся за пределы себя душу в рамки нормированного потребления алкоголя и правильного (то есть, по правилам) секса. Календарь, конечно, вещь сильная: с движением светил и точными периодами смены света и тени, холода и тепла не поспоришь.

Как только появилась малейшая независимость от календаря: запасы излишков пищи, средства передвижения и другое "вооружение", так сразу начинается история, то есть движение "поперёк" календаря, появляются события, в основном завоевания и подчинения, независимые от дней и сезонов, определяемые только деяниями: сначала героев, полубогов, а потом и групп и даже "масс" людей.

А уж эту историю можно видеть по-разному: как регресс - уход от установленного Небесами состояния, как прогресс - планомерное улучшение согласно разумным проектам, но можно и как... Историю, некий конкретный сюжет, придуманный Автором-Вседержителем, и каждодневно разыгрывающийся на мировой сцене.

Эта Священная история - замысел Творца о нас. Мы в этой божественной мистерии можем сколько угодно своевольничать, свободная воля нам дарована, в этом Создатель уподобил нас Себе, но все возможные траектории всё равно расписаны и известны заранее. И приводят либо в Никуда, в Хаос или Небытие, либо к Нему, "в домы, коих он уготовил много", в принципе для каждого. То есть, есть и такой Священный календарь в виде повествования Благой вести (Ев-ангелие) : Творение, Грехопадение, Спасение, Выбор пути-Воцерковление, Апокалипсис-Суд.

Развёртка этого повествования протекает как бы в разных временах: в сотворённом физическом времени, где движется (куда?) сотворённая Природа, в социальном времени, в котором движется человеческая история... Тут выходит на первый план способность (дарованная) человека "творить времена" и выбирать, в каком времени жить: в традиционном, проектном, священном.

Но есть и субъективное время у каждого человека. Это моё внутреннее время. Субъективное временное пространство создаётся творческой волей отдельного человека. Когда я живу автоматически, не делаю ни выборов, ни поступков, не включаюсь в сознание, словом, не занят творчеством, то выпадаю из своего времени в социальное, меня несёт культура, благодаря ей я не падаю совсем... ну, куда-нибудь в естественно-историческое, то есть в физическое, время. В этом времени я обычный "мыслящий тростник" и умираю по мере увядания или разрушения, как засыхает яблоня или выветривается скальный уступ. Но в моём личном времени я по-настоящему свободен: в акте творчества физическое время может равняться нулю, а ортогональное ему время разворачивания творческой картины может простираться сколь угодно далеко. Субъективное время даёт нам представление о бессмертии.

Интересный пример ортогональности внутреннего и физического времени приводит оригинальный отечественный мыслитель биолог-антидарвинист А.Любищев: молодому человеку снится, как он знакомится с девушкой, ухаживает за ней, гуляет в парке, катается на лодке, делает предложение, венчаются в церкви, звонят колокола, колокольный звон переходит в звон будильника, молодой человек просыпается. Понятно, что причина (звонок будильника) и следствие (развёртка содержание сна) в субъективном времени поменялись местами, то есть субъективное время по отношению к физическому течёт назад! возможно представление и об отрицательном времени и его субъективное переживание.

Вот куда завело размышление о календаре в первый день нового года, во время православного Рождественского поста.
Subscribe

  • ПРОСТИЛИСЬ С ПРИНЦЕМ ФИЛИППОМ

    Дистанцирование и самоизоляция заметно изменили церемонию прощания, сделав её малолюдной и обязав всех надеть изолирующие чёрные траурные маски,…

  • ВЕЛИКОПОСТНЫЕ ШТУДИИ

    Поэтическое произведение Цезаря Нострадамуса, живопись Фернандо Ботеро и отличный перевод Артёма Серебренникова:

  • КУБРИК или ТАРКОВСКИЙ

    наверно теперь уже ни тот, ни другой: они оба стали уже уходящей, если не давно ушедшей натурой:

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments