Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Categories:

"ЯЗЫК БОРОДЫ"

Трактат с таким названием распространялся в Лондоне дендиствующим "Обществом факельщиков" в 1913 году.
Ох уж этот год, пик развития Русского мира. Стоит русскому натолкнутся где-нибудь на его упоминание -
и одного этого уже достаточно, чтобы обратить внимание - а что было в это же время в других мирах.


v i a

Итак, для разговоров в курительных комнатах лучших клубов тема "борода и что она выражает" - была хоть и несколько эзотерична, но вполне уместна. Был такой у них авторитет, UUU, Ундервуд, точнее, Upton Uxbridge Underwood (1881-1937) который, собственно и был автором "Языка бороды", в котором он развил теорию, связанную генетически и содержательно с идеями античного мыслителя Эпикура, и которая взяла в рассмотрение такие характеристики мужских бород, как текстура, контур или общее её очертание, а попросту говоря - форма бороды, и главное - её длину, а потом связала эти параметры с характеристиками личности, её способностями, но главное - с силой или слабостью характера носителя бороды. Например, борода лопатой, по Ундервуду, означает бесстрашие и решительность, в то время как борода, разделяющаяся книзу на отдельные пряди и вообще негустая, но достаточно длинная определяет такие качества личности, как креативность и дар интуитивного постижения, кустистая борода - щедрость и т.д. Теория Ундервуда родственна таким известным системам, как хиромантия, нумерология и френология. Её автор, в общем, опирается на мощную древнеевропейскую традицию, а точнее сказать - искусство - погономантики, то есть искусство вычитывания письмён, скрытых в извивах бороды, для предсказания будущего.

Методики Ундервуда оказались полезными в таких в то время уже довольно распространённых практиках, как типологизация бакенбард и в связанном с ней развитым дискурсом, со штудиями по криминалистической теме фальшивые бороды" и с таким уж совсем экзотическим для русского явлением, как Capillamenta, то есть париков для подбородка (букв.: chin wigs). Некоторые наблюдатели проследили влияние Ундервуда на такое плохо объяснимое явление, как "словесные потоки скальпов и отдельных (отделённых) лиц", на необъяснимо частое употребление выражения "поросшие шерстью челюсти" и даже на выход в свет мини-эссе о шерсти мамонта.

Но совешенно особое место, можно даже сказать, место центральное, занимает глава в "Языке бороды" под названием "Поэты упорядоченные по бородам". Достаточно привести формулу Ундервуда, которую он вывел, изучая связи бород поэтов с их творчеством и особенностями поэтической личности - "Борода делает барда". И это не просто аллитерация. Можно, пожалуй опустить все промежуточные выкладки и экскурсы в более раннюю работу Ундервуда "Бакенбарды мира" и сразу привести здесь "Шкалу Ундервуда (ШУ)" для экспертной оценки, или как её ещё называют в литературе - "Погонометрический индекс Ундервуда":

6
10 очень очень слабая
14
18 очень слабая
22
26 довольно слабая
30
34 отчасти тяжёлая
38
42 тяжёлая
46
50 очень тяжёлая
54
58 очень очень тяжёлая
60

Как видим, здесь бородам сопоставляется качественная оценка, типа "довольно слабая" и количественная - "вес", выраженный числом на шкале, счёт идёт с шагом "4" диапазон (6, 60). Странно? Не более, чем вся британская "нумерология" при подсчёте очков в теннисе или денежных единиц.

Теперь - поэты, не строго упорядоченные по "весу" бород :


Сэр Уолтер Рэйли (1552-1618).
Тип бороды - "Ван Дейк".
ШУ - 27.




Альфред, лорд Теннисон (1809-1892).
Тип бороды - "Мальтийская".
ШУ - 33.



Генри Уодсворт Лонгфелло (1807-1882).
Тип бороды - "Голландка, удлинённая".
ШУ - 24.




Уот Уитмен (1819-1892).
Борода - "Усыпляющий".
ШУ - 22.




Генри Дэвид Торо (1817-1862).
Борода - "Странствующий Джим".
ШУ - 29.




Данте Габриэль Россетти (1828-1882).
Борода "Итальянская козлиная".
ШУ - 38.




Сидней Ланье (1842-1881).
Борода - "Лопатой".
ШУ - 41.




Уильям Эрнст Хенли (1849-1903).
Борода - "Шпателеобразная имперская"
ШУ - 47.




Жоакин Миллер (1837-1913).
Борода - "Ложноразветвлённая удлинённая".
ШУ - 51.


Ну и наконец, лучшая борода, имеющая самый высокий рейтинг в классификации Ундервуда:



Знаменитый изобретатель телеграфного алфавита
Сэмюэль Морзе (1791-1872).
Тип бороды - "Гарибальди, удлинённая".
ШУ - 58.

Ундервуд посчитал его лучшим поэтическим произведением бессмертную фразу,
впервые переданную по проводам из Вашингтона в Балтимор: "Написано Богом".
Tags: британский артистизм, весёлая наука, вопросы рефлексии, вопросы эстетики, дадаизм, знаки и значения, мифология ХХ-го века, немассовое поведение, остроумие, полевая культурология, роскошь, учёность, элита
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О ВНЕШНЕМ ТАЙНОМ УПРАВЛЕНИИ

    Концепт тайной зависимости от внешнего управления советского государства, созданного после революции 1917 года, означает, что должны находиться следы…

  • ВОДНЫЙ ЕДИНОРОГ

    ...и вот его рог!

  • ÜBER ALLES PROPAGANDA

    Пропаганда предшествует войне Война ведётся ради пропаганды После ракетной атаки дым так и не рассеялся!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments