Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Categories:

НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ. Это круто, если вдуматься.

Сначала:

Несоизмеримость в области восприятия
Image hosting by Photobucket

Мы "видим": по этой лестнице можно идти верх бесконечно


Свидетельские показания, научные наблюдения - часто лежат в основе решений правосудия или в основе решений об устройстве мира. Но очень редко ставят вопрос: а так ли уж надёжно наше восприятие?

Например, оно "умеет" по разному обрабатывать сигналы внешнего мира.
При разных психических установках, то есть разных системах классификации наш перцептивный аппарат способен создавать столь разные перцептивные объекты, что их трудно сравнивать.

"Знаток интроспекции К.Кларк очень живо описал, как даже он потерпел поражение, пытаясь задержать иллюзию. Глядя на полотно Веласкеса, он хотел уловить момент, когда мазки кисти превращаются в объёмные фигуры по мере постепенного удаления от картины. Но сколько он ни пытался, отступая и приближаясь, удержать в поле зрения одновременно два образа, это ему так и не удалось..."(Gombrich E. Art and Illusion. - L. 1956, p. 6)
В случае "мазков" и "картины" одновременное восприятие невозможно. Можно сравнить две позиции в памяти, но не в момент концентрации внимания на одном и том же рисунке. "Мазки" и "картина" - пример несоизмеримости. Мы "видим", или "прочитываем" объект в двух разных системах отсчёта. Объект можно представлять себе как некоторый "текст" (см. ниже), который может читаться, восприниматься и пониматься несоизмеримым образом.


Image hosting by Photobucket


Image hosting by Photobucket


Ещё два рисунка - примеры создания перцептивных объектов, "которых нет". На одном мы "видим" белый треугольник, которого нет. Рисунок "трезубец" порождает такие перцептивные объекты, которые не отрицают в то же время других перцептивных объектов и вместе с тем не позволяет сформировать вообще никакого объекта; здесь даже память не помогает рассмотреть альтернативы.

Каждый рисунок, обладающий даже очень небольшой перспективой, обнаруживает свойство несоизмеримости. Мы можем направить внимание на сам "лист бумаги", на который нанесены линии - тогда не будет трёхмерного изображения; а с другой стороны можно исследовать свойства изображения - тогда поверхность листа исчезает или превращается в иллюзию. И нет способа ухватить переход от одного к другому.

Во всех рассмотренных случаях чувственный образ зависит от психических установок, которые можно изменять по собственному желанию, не прибегая к помощи наркотиков, гипноза или перестройки сознания. Важно: психические установки могут застывать из-за болезни или в результате воспитания в рамках определённой культуры. Наше отношение к представителям других культур часто зависит от "застывших" установок. Научившись "прочитывать" объекты и действия некоторым стандартным образом (по стандартам, привычкам, нормам нашей культуры), мы высказываем стандартные оценки... и ошибаемся.

Ещё пример даёт nikto001 в своей заметке "Движение, которое вы видите происходит только у вас в голове" .

Мы всё время что-нибудь видим, но часто ли мы понимаем, "что это было"?


В обсуждениях разных вещей с  going_out  я упомянул о скрытых классификациях в языке (работы Сепира-Уорфа), которые объясняют, например, принципиальную невозможность эквивалентного перевода с языка на язык: разные языки описывают и классифицируют мир по-разному. Понимание и видение зависят от некоторой программы ("софта"), которая устанавливается (через обучение) в наш психосознательный аппарат ("железо").

Есть такие программы, которые читают и описывают не просто по-разному, а эти разные описания - несоизмеримы.

Понятие "несоизмеримость" - особенное, и самое главная его особенность в том, что ему невозможно дать явное определение. Просто потому что несоизмеримость зависит от самих этих скрытых классификаций, от криптотипов, как их называет Уорф. Нельзя дать определение, но можно указывать на разные примеры явления несоизмеримости и таким образом со временем обрести представление о несоизмеримости и способность судить о ней. Логики знают, что такой способ введения понятий не только распространённый, но лучший. В рассмотрении несоизмеримости я опираюсь на книгу Пола Фейерабенда "Избранные труды по методологии науки", М., 1986. 

falcao  в своём посте  "О текстах, "содержащих другие тексты" пишет:

Можно сделать такой вывод: сам по себе ТЕКСТ не содержит вообще ничего. Например, "текст" может оказаться набором слабо или сильно намагниченных участков на диске, и нам, чтобы его просто прочесть, нужна ПРОГРАММА, которая этот текст с диска считывает. Поэтому я выдвигаю следующий важный тезис: то, что текст в себе содержит или не содержит, всецело зависит от обрабатывающей его программы. Если меняется программа, то меняется и то, что можно назвать содержанием текста. Сама же программа обработки может быть, по сути, какой угодно. Меняя разными способами программу, обрабатывающую достаточно длинный текст, можно при желании найти в нём любую наперёд заданную информацию.

 Я обращаюсь к френдам с просьбой высказаться по этой теме и привести другие примеры несоизмеримых "программ".
Subscribe

  • ПРОЩАЙ 2020

    Осталось ему всего-то 3 с чем-то часа, а всё равно как-то не по себе: вдруг ещё что-нибудь учудит...…

  • ...ЕЩЁ О КОЛОБКЕ

    дополнение к Под впечатлением. Колобок не только не позволил Лисе себя съесть, но кажется сам начинает угрожать съедением своим преследователям:…

  • АПРЕЛЬ, 1

    Первоапрельские шутки, как видно, уже как-то и не катят, не трогают, не интересны — изменилась атмосфера, меняется время. Апрель — на дворе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments

  • ПРОЩАЙ 2020

    Осталось ему всего-то 3 с чем-то часа, а всё равно как-то не по себе: вдруг ещё что-нибудь учудит...…

  • ...ЕЩЁ О КОЛОБКЕ

    дополнение к Под впечатлением. Колобок не только не позволил Лисе себя съесть, но кажется сам начинает угрожать съедением своим преследователям:…

  • АПРЕЛЬ, 1

    Первоапрельские шутки, как видно, уже как-то и не катят, не трогают, не интересны — изменилась атмосфера, меняется время. Апрель — на дворе…