навязать представление, что всё русское в эпоху глобального социального прогресса уже нечто ветхое,
ничтожное, нищее, и что если попадётся где-то вдруг, например, русская северная крестьянская изба...
двухэтажная, да ещё с высокой подклетью, площадью 400 метров, то в советском этнографическом музее она
будет отражена как маленькая старая развалюха, что-то вроде того чем в реальности была не изба, а курят-
ник при ней (в литературе даже доказывали, что в такой развалюхе - хорошо: сидят друг у друга на головах
вместе с телёнком, зато светло - лучина горит), и, наконец, что русская история - это история неудач,
тупиков, бесконечных повторений, провалов, крахов...
Так вот - ничего из этого не получилось!
В конце 1970-х начале 1980-х было слабенькое, но всё-таки общественное движение по возрожд... стоп:
какое возрождение, нет: по восстановлению, реставрации и воспроизведению русской традиционной фольк-
лорной культуры, в основном песенной, и не движение даже, а так, - шевеление в среде городских интел-
лектуалов, группировавшихся вокруг пары-тройки профессиональных фольклористов, которые проверяли гипо-
тезу исследования, что традиционную песню и танец и элементы народной обрядности можно вернуть в совре-
менный, уже далеко не традиционный образ жизни.
Энтузиасты этого "шевеления" старались общаться со "стариками", то есть носителями этой культуры,
перенимать у них, учиться, подпевать, а потом и вместе петь... Как же ужасно выглядели эти старики,
прямо как по писанному: сильно потрёпанные жизнью, усталые, плохо одетые, живущие в тесных и бедных
покосившихся избах. Шутка ли, десятилетия террора и геноцида. Но всё это сразу забывалось во время
совместного музицирования: русская песня - это мощный целитель-психотерапевт. Старики были очень рады
фолькористам-исследователям, что говорить, было лестно, что ими и их песнями интересуются городские
воспитанные молодые люди. Тогда казалось, что это движение-шевеление заглохнет: впереди развал Эсесе-
серии, не до песен.
И вот,.. как приятно сегодня видеть молодые лица, ухоженные, умные, симпатичные, с приятным здоровым
румянцем, наверно и живут они в хороших домах, не избах, и их оказывается сегодня много в разных русских
регионах. И они поют те самые, казалось бы начисто выскобленные из нашей жизни песни. Как они приняли
эстафету от стариков - загадка природы! Хотя русский фольклор не назовёшь природным, естественным,
натуральным. Он дикой природе, вообще-то, противостоит. И это очень сложная культура, народный вкус очень
прихотлив, а иногда даже и вычурен. Посмотрите на орнаменты, вышивку. Послушайте заговоры, привороты,
заклинания. Какая ветвящаяся завораживающая логика, какая образность! Какая продвинутая словесность!
Эта культура одновременно и гуманная и антигуманная, много внимания уделяющая сверхчеловеческому - сти-
хиям и духам стихий, при этом и люди, и духи, и стихии упорядочены и образуют живое целое - космос.
А может всё-таки сыграло какую-то роль то фольклорное движение-копошение 70-80-х? Семена, посеянные
полвека назад, сегодня дали всходые? Нет это было бы слишком просто: поработал - получи результат!
Так не может быть, это слишком хорошо. Тут не иначе какое-то вмешательство стихийных сил. ;-))
Вот, послушаем протяжную хорошо распетую (что это значит, "распетая", - я писал раньше, см. по тегу: русская
музыка:
Как и шёл-прошёл младец из неволюшки,
Из турецкой, братцы, да земелюшки.
Захватила да младца всё ж да невзгодушка,
Невзгодушка, братцы, тёмная ночушка.
Тёмной ночкой да младцу всё не спится,
Под окошком да младец спать ложится...