Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Category:

ВОТ УМЕЕТ

[...страху навести на пуст...]
социалистический реализм страху навести на пуст... - нет, не на пустом,
а, так скажем, на виртуальном месте. Место-то не пустое, но и не
реальное, а что называется выдуманное, книжное.

Ну вот разве не страшно смотреть на эту картину, состоящую из каких-то
зомби, потому что этим фигурам всё человеческое как-то не впору, не
подходит. А что они делают? - Кажется, исполняют какой-то ритуал... но
богов здесь нет, одни абстракции:


И.Радоман: «Эскиз росписи советского павильона Международной ярмарки в Лейпциге», 1952.

И имя автора какое-то... больше похожее на псевдоним или на партий-
ную кличку.

Но вот чем-то соцреализм интересен, и к примеру коллекционировать
его
можно, стиль имеет галерейную и коммерческую перспективу. И мне
кажется, один из секретов его интересности заключается в таком
подходе к изображению действительности, который я назвал бы принципом
утопического натюрморта, причём не столько потому что здесь "мёртвая
природа" (как мы выше уже отметили, не люди, а зомби), сколько потому
что в поле изображения попадают специально отобранные и подобранные
предметы, чтобы этот набор умерщвлённых и неодушевлённых артефактов
выражал некоторую идею, точнее: идеологему. Вот как на следующей более
поздней соцреалистической картине:


М.Данциг: «Земля и люди», 1984.

Снова имя автора напоминает позывной. Снова страшно... но мы теперь
вооружены ключом, который может подвести явление под категорию.
Перед нами без сомнения - натюрморт. Только он вселенских масштабов
(впрочем это обычная претензия и одержимость коммунистов-социалистов):
мы видим ни в коем случае не естественный сельский пейзаж, а специально
собранный набор специально обработанных (если не сказать - выхолощенных)
предметов, даже человеческая фигура здесь не человек, а его знак, даже
само Солнце здесь не светило, а символ.
В общем, страшно до ужаса космического.
Tags: изостудия им. Жан-Поля, искусство принадлежит, народное искусствоведение, художник как медиум
Subscribe

Posts from This Journal “искусство принадлежит” Tag

  • ЛЕНИН В ЛОНДОНЕ

    Штрихи леворуционного романтизма:

  • СОВЕТСКИЙ НОРДИЗМ

    Хоть имя дико, но явление было более чем реальным, лежит себе на полках истории советского изобразительного искусства, и я о нём писал ровно год…

  • НАЧАЛО: СМАЛЬТА ПО БЕТОНУ

    Какой оказывается непростой творческий путь у известнейшего художника! Вот если вам не сказать, то разве догадались бы ли вы, что эту нехитрую…

  • ПРОЛЕТКУЛЬТОВСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ

    показала себя весьма своеобразной. Пролетариат был провозглашён самым передовым классом. От его имени властвовала узкая группа…

  • ТАЙНАЯ МЕЧТА

    еврея, как известно, — слыть элегантным. Не помню, кто сказал, но Галковский точно цитировал. Ну а какова тайная мечта еврея художника-соцреали- ста?…

  • БЕЗ ФИГАРО И БЕЗ ШАМПАНСКОГО

    Настроение очень не очень. Интеллектуалы брежневской совдепии пересказывали друг другу последние доводы разума, типа: режим с теоретико-системной…

  • СОВЕТСКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ КАНОН

    не знал (хотя интуитивно это нащупывал), что русские народ северный и даже нордический. Поэтому случайные выплески нордизма у советских художников…

  • ...И ЕЩЁ

    мне тут выговаривают: в посте Ориентальное мироощущение утверждается, что "можно собрать лаконичный натюрморт, который будет светиться…

  • ИНОГДА ВСТАНЕШЬ И СТОИШЬ

    перед таким "соцреализмом" поражённый. Какая культурная работа! Какое мастерство! А в случае чего есть и отмазка: это воспевание человека труда... и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

Posts from This Journal “искусство принадлежит” Tag

  • ЛЕНИН В ЛОНДОНЕ

    Штрихи леворуционного романтизма:

  • СОВЕТСКИЙ НОРДИЗМ

    Хоть имя дико, но явление было более чем реальным, лежит себе на полках истории советского изобразительного искусства, и я о нём писал ровно год…

  • НАЧАЛО: СМАЛЬТА ПО БЕТОНУ

    Какой оказывается непростой творческий путь у известнейшего художника! Вот если вам не сказать, то разве догадались бы ли вы, что эту нехитрую…

  • ПРОЛЕТКУЛЬТОВСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ

    показала себя весьма своеобразной. Пролетариат был провозглашён самым передовым классом. От его имени властвовала узкая группа…

  • ТАЙНАЯ МЕЧТА

    еврея, как известно, — слыть элегантным. Не помню, кто сказал, но Галковский точно цитировал. Ну а какова тайная мечта еврея художника-соцреали- ста?…

  • БЕЗ ФИГАРО И БЕЗ ШАМПАНСКОГО

    Настроение очень не очень. Интеллектуалы брежневской совдепии пересказывали друг другу последние доводы разума, типа: режим с теоретико-системной…

  • СОВЕТСКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ КАНОН

    не знал (хотя интуитивно это нащупывал), что русские народ северный и даже нордический. Поэтому случайные выплески нордизма у советских художников…

  • ...И ЕЩЁ

    мне тут выговаривают: в посте Ориентальное мироощущение утверждается, что "можно собрать лаконичный натюрморт, который будет светиться…

  • ИНОГДА ВСТАНЕШЬ И СТОИШЬ

    перед таким "соцреализмом" поражённый. Какая культурная работа! Какое мастерство! А в случае чего есть и отмазка: это воспевание человека труда... и…