Это пятый пост (см. также 1, 2, 3 и 4), посвящённый русской песенной традиции. И это высшая точка: молодые поют подлинную
былину про Илью Муромца. Богатырь и его товарищи здесь не на лошадях, а плывут (по примеру и ради воспроизведения
древнего мифа об аргонавтах) на корабле. Былина эта распевалась несколько веков, и в результате она распета очень длинно
и подробно: каждый слог, который мог быть распет — распет. Обратите внимание на качающий, будто на волнах ритм... и это ещё
не всё, каждый такт ещё наполнен более частым ритмом, который не размечен явно ударным инструментом, как это делается
в современных джазовых или блюзовых произведениях, а только слышен внутренним слухом (представьте, что вы слышите,
как бубен отбивает лезгинку — и вот это будет оно!), но синкопы этого ритма слышны реально, физическим ухом. А всё вместе
звучит удивительно мистериально (ведь рассказывается русский миф), и не столько убаюкивает, сколько возбуждает боевой
дух и поднимает настроение. Молодые казаки поют здесь одиннадцать минут, пропев следующий текст:
Не по морю было, по морюшку, морю синему.
Да как по синему было по морюшку, по Хвалынскому
Там возбегивал этот червон корабль, ровно тридцать а их кораблей.
Как один из них, этот червон корабличек наперёд шельма скоро бежит
Взведены бока на этом корабличке по-туриному
Уж он нос держит этот корабличек по-орлиному
Уж он хоботом бьёт, этот червон корабель по-змеиному
Хорошо было на этом корабличке изукрашено
Изукован был этот червон корабличек златом-серебром
Изусыпан был этот червон корабличек мелким земчугом
Изустелен был этот червон корабличек алым бархатом
Для очей было на этом корабличике дорогие каменья-яхонты
Для бровей было на этом корабличке чёрны соболи сибирские
Для усов было на этом корабличике остры ножички булатные
Для хвоста была на этом корабличике два медведя белые.
Всё хозяин был на этом корабличке Илья Муромец
А помощником был, на этом корабличке, всё Добрынюшка Никитин сын.
И это ещё только примерно одна пятая от зачина былины, где идёт описание корабля. Если попробовать пропеть всю былину,
со всеми основными и боковыми сюжетами, уйдёт примерно часа четыре, а то и больше! Вот и делайте вывод, в каких жизненных
обстоятельствах и по каким случаем исполнялись такие произведения "большой формы", кем и для кого... По крайней мере ясно,
что одна такая былина действовала на русскую душу и сердце гораздо сильнее, чем просмотр в течение вечера программ
центрального телевидения. При этом, слушатель не был пассивен, а участвовал посильно в исполнении: кое-где подпевал
(напомню, что сцены здесь нет, участники как бы пересказывают историю друг другу), если, допустим, данное место в тексте
ему особенно нравилось, отбивал мысленно или реально в ладоши или ступнёй такты длинных (волновых) периодов или коротких
пульсаций и биений, разгоняющих кровь и подстёгивающих воображение.