Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Categories:

В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ

[убедился]убедился, что русский фольклор специально сохранять не нужно. Достаточно оставить хотя бы в
относительном покое его носителей, а они сами всё восстановят: и образ жизни, и ритуалистику и
мистериальность (прежде всего, свадьбы и похороны, но также и проводы в армию и возвращения с
войны, крестины и пр. и т.п.) Много сетовали, и писали об этом, что молодёжь там, на местах,
где ещё традиция жива, своей традиционной культурой больше не интересуется, "вот последние
старики, кто знает ноу-хау, как петь и плясать, и что, помрут... и всё!" Но оказывается, что
та самая молодёжь, став стариками вдруг откуда-то всё знает, как-то неисповедимо переняла,
впитала всё, что надо, и поёт так же, как когда-то их деды... Оказывается они со стариками
очень даже общались!.. просто как-то не очень видимым (для внешнего наблюдателя) способом.

Лучше всего сохранился сегодня фольклор на Юге России, казачья традиция процветает. Вот что
умеют сегодня мужчины среднего возраста: они поют протяжные песни, они сложные в сравнении с
плясовыми или, допустим, походными, протяжные, особенно былины, раньше умели петь только
старики (не только умели, но и имели право между прочим).

Начнём с песни, которая очень нравится публике, потому что она распета на узнаваемые авторские
стихи, причём это высокая поэзия, аристократическая, М.Ю.Лермонтов. Но именно потому что песня
эта бытует не более примерно 150 лет, она сравнительно меньше распета (хотя она уже с "дишкан-
том", голосовой партией на высоких нотах) звучит более современно, чем многие другие протяжные.
["Распетость" песни — что это значит? В фольклорной традиции со временем слоги всё больше, всё
богаче, всё витиеватее повторяются... Лучше пояснить на примере. Возьмём слово "дорога": в
современной авторской песне будет спето по слогам: до-ро-га, а в распетом за века варианте
будет что-то вроде: до-ё-о-ро-ё-э-а-га-я-а].



Ну, и скажите: зачем русским людям шансон, примитивный и вульгарный, когда у них есть своя
многовековая песенная традиция?! И теперь понятно, почему такое не увидеть по центральным
телеканалам? Ведь тогда представители очень узкой и локальной традиции одесских портовых
куплетистов останутся без миллионных заработков.
Tags: русская музыка, русская словесность, фольк-андерграунд, фольклор
Subscribe

Posts from This Journal “фольклор” Tag

  • ТЮРЕМНАЯ

    Но только: эта — народная и традиционная! Как думаете, какое расстояние от неё до современной тюремно-блатной? Даже и сравнивать невозможно. Они…

  • BLUEGRASS ПО-ФИНСКИ

    народно-рокенрольные композиции

  • В ОСТРОВАХ ОХОТНИК

    Песня эта — замечательный пример русской народной любовной лирики. Текст полон остроумных намёков и двусмысленностей. Ютуб-публикаторы отнесли её…

  • ЗА БАРИНА ЗАМУЖ

    Редкий для русской фольклорной песни синтез: гуканья в конце фразы взяты из женских закличек, мелодика и вообще настрой — былинные, а текст больше…

  • ПРИДЁТСЯ ОБНУЛИТЬСЯ

    чтобы подкатить к этим русским бабам

  • БОЕВЫЕ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ

    физическая и моральная подготовка русских военных

  • ЕЩЁ РАЗ О ФОЛЬКЛОРЕ

    это всегда некоторая мистериальная практика, обрядовая и магическая

  • НАРОДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    при всей их наивности необычайно точны! Эти представления в силу неосведомлённости народа не обращают внимания на циркулирующую в СМИ информацию и…

  • КАК ВСЁ-ТАКИ БЛИЗОК

    русский музыкальный фольклор к современному музыкальному экспериментированию: делаешь буквально несколько шагов и уже вот — почти авангард!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments