Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Category:

ОТКУДА РОСЛИ У МУЖИКОВ РУКИ

[И ЧТО ВАРИЛ РУССКИЙ КОТЕЛОК]
И ЧТО ВАРИЛ РУССКИЙ КОТЕЛОК

Россiя была свободная и разнообразная страна, и в общем не ограничивала предпринимательскую инициативу. Интересным плодом русской предприимчивости и уникальным изобретением для сплава леса (но не только для этого) была так называемая волжская беляна.



Размером с пароход
Прежде всего, говоря о белянах, следует отметить, что они были очень велики, во всяком случае, для речных судов. Сохранились сведения, что существовали беляны длиной до ста метров, а высота борта у них достигала шести метров! Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд - 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!

Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта - из сосны. Расстояние между шпангоутами - не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями.



Плывущая кормой вперед
Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля - лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, не смотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.



Многопролетная беляна
Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз - «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае, любая беляна была всегда белой, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились!

А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: "Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами". Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру. При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров! Бревенчатая кладь в корпусе беляны тоже не была сплошной, а состояла из пролетов с отверстиями для проветривания. Поэтому в старину о размерах беляны судили по числу пролетов на ней и были беляны о трех, четырех пролетах и так далее.

«Казенки», палуба и помпы
Интересно, что и палуба беляны тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. А вот ближе к корме на беля - не ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки - "казенки", служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман. При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской под «золото». Хотя судно это и было сугубо функциональным, беляны, тем не менее, богато украшались флагами, причем не только государственными и торговыми, но также и собственными флагами того или иного купца, изображавшими чаще всего благословляющих святых или какие-нибудь подходящие по случаю символы. Флаги эти иной раз были настолько велики, что развевались над белянами словно паруса. Но с тратами на них обычно купцы не считались, поскольку тут главным делом было о себе заявить!




Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, а на самых больших от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10-12 штук, поскольку корпус беляны всегда понемногу протекал. Из-за этого беляну грузили так. чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала бы туда!

Суда на одну навигацию
Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот. Дрова завозились в волжские порты исключительно на белянах и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее даже в конце XIX века их здесь продолжали строить до 150 штук ежегодно и загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани.
По материалам.


Две картины Констинтина Ивановича Горбатова: слева — "Беляны" (1914), справа — "Китеж" (1913).
Tags: русские вещи
Subscribe

Posts from This Journal “русские вещи” Tag

  • А ЧТО, ВЕЩЬ ХОРОШАЯ

    ручная работа, пацанам понравится. Вот что значит народная традиция! Она легко усваивает себе чужеродную бейсбольную биту, делая из неё расписную…

  • ПОД ВЫСОЧАЙШИМ ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ

    Интересно посмотреть, какие выставки проводились в Михайловском манеже в начале ХХ века, но до революции, разумеется, и как выглядели рекламные…

  • ПОСОХ МОНАХА

    На картине монах несёт свой посох, который коротковат для посоха-то, под мышкой, будто это... трость! А это и есть трость, просто очень бедная,…

  • РУССКАЯ КАТОРГА

    в царской Россiи тоже не была чем-то "сверх-сверх" ужасным, всё то же, что и у Франции, Германии... даже, пожалуй, и погуманнее всё было устроено.…

  • ЭТО НЕ БЫЛО ПРОБЛЕМОЙ

    Россiя, как и другие передовые державы, производила автомобили того же уровня и класса: Русско-Балтийский завод (основан в 1894), отгрузка…

  • ГЛУБИННАЯ ЦИТАДЕЛЬ РУССКИХ

    ...это их сущность, то, что делает русских русскими, именно это можно назвать русскостью. На эту цитадель атаки не прекращаются много веков и со…

  • ШАМПАНСКОГО С УТРА!

    А почему нет-то!? Это позволяли себе не кто-нибудь, а в конце концов победители в чудовищной войне 1914-1953 гг.

  • ФИЗКУЛЬТУРНО, ГИГИЕНИЧНО, КОМФОРТНО

    Пляж на Сестрорецком курорте, Санкт-Петербургская губерния. 1904 год. Да, дореволюционная Россiя это была Европа, такое можно было увидеть во…

  • НЕОЖИДАННО!

    Это рекламный плакат 1925 года. Как сильно, с первого же раза, бросается в глаза чужеродность образа. Но это интересное время: большевистская…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments