Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Category:

ПРОКЛЯТЬЕ

[как политический фактор и объяснительная историческая модель]
как политический фактор и объяснительная историческая модель


Русская мысль шаг за шагом освобождается от исторического материализма. Кто в советское время был вынужден изучать и сдавать научный коммунизм, помнит, какая это была мука и скука, заучивать ломкие (согласно Набокову) и вульгарные марксистско-ленинские силлогизмы типа: ухудшение материального благосостояния населения, рост социального напряжения плюс некомпетентное правительство, и вот уже "верхи не могут, а низы не хотят", антагонизЬм классов, борьба, а на выходе получается — революция! Такая объяснялка скрывает, делает невидимой, самое интересное в истории: какие люди замыслили? кто организовал? кто дал деньги и доступ к средствам пропаганды? кто непосредственно физически "брал власть"? отстранял и устранял противников? кто и как назначал новое правительство? и почему именно такой состав?.. Более того, все эти вопросы объявляют "конспирологией", будто в ней есть что-то плохое, и не замыслы вместе с заговорами — это как раз те пружины, которые движут исторической механикой. Короче, без субъективизма в истории — тоска берёт за горло. При этом, объективистские модели, конечно, совсем отбрасывать не стоит: их законное место, например, в вопросах управления хозяйством и развития ресурсной базы страны.

К счастью, "субъективистское" направление проявилось и крепнет в современном историко-философском дискурсе: Дм.Галковский одним из первых начал говорить о психо-социальной технологии господства и способах подрыва государственных властей-конкурентов, роли элит в геополитике, а также предложил несколько конкретных историко-философских концептов вроде "криптометрополии" или "исторической видимости-невидимости (оптики)", не говоря уж о бесчисленных историко-культурных мемах, рассыпанных в "Бесконечном тупике" и постах LJ-galkovsky. Субъективистский в основе подход лежит, на мой взгляд, и в книге о власти М.Хазина и С.Щеглова ("Лестница в небо"), по крайней мере квант власти там — это личные отношения двух субъектов (исторических акторов), и властные отношения там отделены от управления (ресурсами). И, наконец, работы Макс.Солохина (ЖЖ palaman) находятся, как мне представляется, не только в этом же ряду, но есть попытка гигантского синтеза: тут и Галковский, и Хазин со Щегловым переосмысляются в парадигме православной мысли и мышления и с использованием авторского опыта взаимодействия и работы со своим индивидуальным и коллективным (соборным, церковным) бессознательным. Чтение Солохина — это одновременно и интеллектуальное многоборье и духовное приключение в невероятном диапазоне: от отечественной и мировой истории, через "художества" национальной или индивидуальной души, к запредельному, трансцендентному, небесному.

Всё это говорилось, только чтобы подготовить внесение в рассмотрение такого фактора истории и такой объяснительной модели, как проклятие. Уже только от появления слова этого на горизонте становится не по себе. А вот бояться не надо... Возможно, что от от дрожи старых хроникёров, от предрассудков казённых историков (других-то в общем и не было, как не было у нас и настоящих университетов) проклятие как историческое явление набрало такую силу... Впрочем, начнём с изложения конкретного исторического материала (изложение сокращённое и упрощённое).

_________

Проклятие Марины Мнишек
Первая венчанная русская царица, когда повесили её трёхлетнего ребёнка, предрекла, что за это все Романовы умрут не своей смертью, и их династия истребится.

Первая венчанная Царица
Полячка Марина Мнишек была первой женщиной, венчанной Патриархом Московским на русский престол. И после Марины больше столетия не было в обычае венчать царскую жену на царство, пока Пётр I не повелел исполнить этот обряд над своей супругой Екатериной.

Когда, после убийства мужа, первого Лжедмитрия, она спаслась, ей дали возможность уехать на родину. Но вмешалась политика. «Царь Дмитрий» опять «воскрес»! И хотя это был не он, интересы марининой Отчизны требовали разыграть комедию и признать в нём её законного мужа – Царя. С отвращением помышляла Марина о сожительстве с этим безобразным и нелюбимым субъектом, но её успокоили: она должна лишь на людях показывать, будто состоит в супружестве.



А вскоре Марина обзавелась статным любовником – удалым предводителем донских казаков, уроженцем Западной Украины, атаманом Иваном Заруцким. Тот был одним из больших людей при втором самозванце, «тушинском воре». После того, как тот потерпел поражение и был убит, Заруцкий выбрал новое поприще.

«Ворёнок»
Москва в ту пору призвала на престол польского королевича Владислава и присягнула ему. Это закрывало перед Мариной всякую надежду вернуться на царство, составлявшее предмет её честолюбивых мечт. И её верный рыцарь Заруцкий не пошёл на службу полякам. Он кинул клич донским казакам: освобождать Москву от поляков и посадить на престол венчанную Царицу! А к этому времени у Марины с Заруцким родился сын Иван, которого, в политических целях, объявили сыном «законного Царя Дмитрия».

К Москве в 1611 году подступило Первое ополчение, и одним из его предводителей был Заруцкий. Но ополчение вскоре распалось, причём одним из поводов было нежелание многих русских признавать «ворёнка» новым Царём. Заруцкий продолжал осаждать Москву в одиночку. Осенью 1612 года он вошёл в соглашение с князем Дмитрием Пожарским и помог ему освободить Москву от поляков. Но «Совет всей земли», руководивший Вторым ополчением, наотрез отказался признавать права «ворёнка» и Марины на трон.

Земский собор избрал Царём Михаила Романова, и московские воеводы развернули охоту на Заруцкого, Марину и их потомство. В 1614 году их загнали в Астрахань и захватили в плен. Заруцкого посадили на кол. Трёхлетнего «ворёнка» повесили у Серпуховских ворот. Марину заточили в тюрьму, где она и умерла. По наиболее достоверному преданию, её заточили в подвал башни кремля в Коломне, с тех пор называемой её именем. Там её уморили голодом.

Как исполнилось проклятие
Из уст в уста больше трёх столетий передавали, что в тот момент, когда палач выхватил спящего ребёнка из рук Марины, бывшая Царица прокляла род Романовых… Пётр I погубил своего сына-наследника. На его внуке – Петре II – пресеклась прямая мужская линия Романовых. Потомки женских линий династии кончили жизнь трагически или загадочно. Иван VI был с малолетства отстранён от власти и погиб в заключении. Были убиты Пётр III и его сын Павел I. Таинственна судьба Александра I. Возможно, покончил с собой Николай I. Был убит взрывом Александр II. Умер в расцвете лет Александр III. Трагически погиб Николай II со всей семьёй и большинством членов династии…

_________

Как видите, крайне субъективистское и даже мистическое объяснение несчастий династии Романовых, а вместе с ними и Империи да и всего русского народа, гораздо интересней, чем объективистское. А возможно, в каком-то смысле оно является объяснением необходимым, без которого объяснения не получится. Вы скажете: не научно! и где воспроизводимость результатов!? Пока отвечу вопросом на вопрос: а кто-нибудь "научно" изучал вопрос? И насчёт воспроизводимости: в мировой истории зафиксировано и описаны, наверно, сотни проклятий сотен исторических фигур, и многие из них исполнялись с той или иной долей от первоначального "инициирующего заказа". Как например исполнилось проклятие последнего магистра ордена тамплиеров Жака де Моле́. И не важно было ли оно на самом деле или действовала легенда о проклятии. В последнем случае историческим явлением просто становится сама легенда.
Tags: альтернативная история, русская история россии, русская мысль, улики истории, улики против исторической науки
Subscribe

Posts from This Journal “улики истории” Tag

  • СУВЕРИНИТЕТ ПЕРСИИ

    Последнее время Макс Солохин (palaman) двигает концепт о некоторых доселе неизвестных аспектах всемирно исторической роли Персидской…

  • ЗАЩИТА СЧАСТЬЯ И БОГАТСТВА

    Предположим, что в каком-то месте планеты какой-то народ начал богатеть. Почему? Ну мало ли: может просто прогресс цивилизации, может так звёзды…

  • ИЗЫСКАННЫЙ ЭКИПАЖ

    Не сомневаюсь, что это всё горний платоновский эйдос гумилёвского жирафа рождает такие воплощения: сначала вот такой экипаж на улице Лондона в 1894…

  • ЭТО БЫЛО, БЫЛО

    С таким заголовком у меня есть и другие посты (см., напр., 1 и 2). Как интересно посмотреть фото 70-летней давности: как стильно выглядят…

  • НЕПЕРЕСЕЧЕНИЕ С ДРЕВНИМ РИМОМ

    Дм. Галковский одним из первых высказал мысль, что мы не понимаем и вообще не доросли до Античной культуры. Это было, как он выразился, "общество…

  • СУПЕРКНИГА

    новая, очередная и, по словам автора (а значит так оно и есть, иначе бы он скромно молчал) "лучшее в мире исследование о происхождении…

  • ЗАПАС РЕСУРСА

    Конечно европейским державам было страшно: такая мощь нависает с Северо-Востока: мобилизовано меньше 7%, и армия уже больше 5 млн, а если будет надо…

  • ПРОДАЖА ВЕЛОСИПЕДОВ

    в торговом доме «Победа». Санкт-Петербург, 1912. Однако, какой роскошный интерьер! Люстры: стекло и бронза плюс художественная ценность, а справа…

  • ДРОЗДОВЦЫ

    Как красноречиво это фото. Сразу всё понятно: породистая собака, "какие прекрасные лица", атмосфера, отношения, воспитанность... Но главное, какой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments