Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Category:

СОВЕТСКИЙ ДАНТ

[круги ада Ю.Кузнецова]
Русские поэты и писатели крайне редко решались писать о Христе или о вере, а если уж решались, то брали как побочную тему: например, у М.Булгакова фигурирует персонаж Иешуа вместо Иисуса Христа, Л.Андреев рисует неканонического Иуду Искариота... Поэтому весьма интересны поэтические опыты Юрия Кузнецова: с одной стороны, он переложил на современный язык в стихотворной форме по благословению патриарха (Алексия II) «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, один из основополагающих для русской культуры и духовной традиции древних текстов, а с другой — смело предложил своё авторское понимание учения отцов церкви об аде и рае и свою авторскую же христологию в поэмах "Путь Христа" и "Сошествие во ад". Вот отрывок из последней поэмы:

Слово безмолвствует. Ни человека, ни знака.

Как в сновиденье: ни дна ни покрышки. Однако
Где-то мы всё-таки были. И с нами был свет.
К нам приближались три злака, и каждый был сед.
Это волхвы показались.

Они, как и прежде,
Богу пришли поклониться в любви и надежде.
Он их узнал и промолвил во славу Свою:
— Скоро вы будете вместе со Мною в Раю.
Ждите высокого знака... — Волхвы преклонились.
Так, что три стороны бездны огнём преломились.
Слово Христа прозияло, как пламя в дыму:
— Где Ариман? — Там!- волхвы указали во тьму.
В самую тьму мы направились, следуя Богу.
Внутренний свет выявлял где угодно дорогу.
К нам приближались какие-то тени. Одна
Хрипло дышала, совсем головы лишена.
Тень подошла — голова оказалась под мышкой.
Тень через шею дышала с тяжёлой одышкой.
Молвил Христос: — Иоанн, что случилось с тобой?
Голову ты обронил, как скупец — золотой.
И прохрипел Иоанн: — Помнят подлые люди,
Как голова Иоанна блистала на блюде,
А Саломея плясала над ней животом.
Плоть моя голову долго искала потом.
Месячной кровью блудница её обстрекала,
Чтобы она к моему костяку не пристала.
Вянет и сохнет от крови той Божья трава.
Поздно узнала об этом моя голова.
Боже! Прости, что я был одинок головою.
Только в аду дождалась она встречи с Тобою. -
Глянул на голову Бог и во имя Своё
Взял и поставил на прежнее место её.
И приросла голова, и, ни мало ни много,
Встретились вровень два взора: пророка и Бога,
И прослезились они. И во славу Свою
Молвил Христос: — Скоро будешь со Мною в Раю.
Жди невечернего знака... — Пророк преклонился
Так, что огнём в одну сторону ад преломился.
Слово Христа прозияло, как рыканье льва:

— Где Сатана? — Там! — кивнула во тьму голова...


У Ю.Кузнецова не было учителей, у которых он мог бы чему-нибудь научиться. Выходит, он сам хотел научить других. Дерзновение — это свойство настоящих поэтов, однако уместно ли оно в тех случаях, когда поэт желает описать реалии духовной жизни?

koparev выбрал очень сильный отрывок и кажется в нём нет ничего специфически советского. Но вот возьму на себя смелость привести ещё пару-тройку отрывков, в которых, мне кажется, витает советский дух и чувствуется воспитание поэта в Литинституте им. М.Горького:

Видели мы броневик, а на нём и того,

Кто на дыбы поднял ненависть века сего.
Оба — в огне. Я окликнул вождя. Он воззрился,
Хитро прищуренный глаз из-за дыма слезился:
— Что тебе нужно, товарищ? Я занят. Горю. —
И отвернулся... Ну что ж, я его не корю.

Голодно, холодно люди в аду пребывали.
Храбрый Корнилов и честный Деникин попали
В ту же темницу, как в Быхове в старые дни.
— Мы здесь бывали! — заметили горько они.
Бесы отменно ответили: — Эх, человеки!
Вы здесь гостили, теперь остаётесь навеки.

И за стеной услыхали они натощак
Грустную песню. То пел сокрушённый Колчак.
Белый террор или красный террор — всё едино.
Батька Махно поглядел — широка ли долина,
Долго ли будет катиться его голова?
— Вечные веки! — сказала косая братва.

— Зря мы пропали, — в аду мужики горевали. —
Зря мы антонов огонь на всю Русь раздували...
Голос Антонова им отозвался в дыму:
— Что-то я вас, дорогие мои, не пойму.

Троцкий, Свердлов и Дзержинский, и прочие нети —
Все угодили в пожар мировой на том свете.
Пал Тухачевский с кровавой звездою во лбу.
Чёрт в его душу гудит, как в пустую трубу.
Павлик Морозов с убийцами рухнул на месте,
Кровная жертва. Но чёрт не отдал ему чести...
----
Рыжий Хрущев обратился в горящий башмак.
Громко стуча, он слонялся из мрака во мрак.
Меченый Сахаров, лунь водородного века,
В клетке свободы гугнил о правах человека.
Чёрная крыса его прогрызала насквозь.
Это жестоко. Но так у чертей повелось.

И Солженицын, сопревший во злобе, томился.
Рыба гниёт с головы. С головы он дымился.
Вниз головой он висел на корявом суку.
Снизу косой кострожог поддавал огоньку...

Только заметив того, кто разрушил державу,
Дьяволу предал народную память и славу,
Я не сдержался. Изменнику вечный позор!
Дал ему в морду и Западом руку обтёр...
Ельцин с Чубайсом по глазки в смоле оказались.
Те, кто под чёрным расстрельным письмом подписались,
В сорок два счёта гуртом угодили в дерьмо.
Где-то над ними и плавает это письмо.

Нищие духом повсюду приходят в упадок.
В ад выпадает Чечня, как кровавый осадок.
Я не заметил, как с неба спустился паук,
Но услыхал под ногой его лопнувший звук.
Я невзначай раздавил паука на том свете,
Но не того, кто соткал интернетские сети.

Грянула молния! Чёрная твердь разошлась.
Сверху посыпались камни, как искры из глаз.
То не берёза в осеннюю глушь облетала,
То не река в океан многошумно впадала, —

Храм Иисуса Спасителя падал на нас.
Мы отбежали... Он рухнул. И пыль поднялась.
— Что происходит? — опомнился спутник едва ли.
— Падает вера... — сказал я в глубокой печали,
Помня, что собственность — это забытый грабёж,

А покаяние власть предержащих есть ложь.


И чтобы закончить приведу здесь авторские примечания Ю.Кузнецова к его поэме "Сошествие...", потому что думаю, что читать их — почти такое же удовольствие, как и саму поэму, и что эти примечания очень точно обрисовывают круг персонажей и тем этого довольно длинного произведения:

Чаша Грааля — согласно средневековым легендам, таинственный сосуд, ради обладания которым или хотя бы приближения к нему, рыцари совершали подвиги.


Саломея — приёмная дочь Ирода, наместника Галилеи. За свою красоту и исполнение пляски потребовала у него голову Иоанна Крестителя. Ирод исполнил её желание.

Исав — сын Исаака, который отдавал ему предпочтение в первородстве перед его братом-близнецом Иаковом. Однажды Иаков предложил голодному Исаву чечевичную похлебку в обмен на первородство. Простодушный Исав согласился. Старый слепой Исаак, которому его жена подвела для благословения Иакова, выдавая его за Исава, не различил подмены и благословил не того. Так было положено начало двенадцати колен израилевых.

Лао-Цзы (625 г. до Р. Х.) — основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. “Дао” — глубочайшие врата рождения, Корень Неба и Земли — предшествует миру оформленных вещей и относится к непроявленному бытию. Не имеющее внешней определённости, дао отождествляется с пустотой, но это именно рождающая пустота, неисчерпаемая потенция любой конкретной формы. Поэтому для Лао-Цзы важны такие символы, как чаша, долина, яма — то есть формы потенциального заполнения.

Симон Маг — маг-чародей, выдавал себя в разных городах Палестины то за Бога-Отца, то за Бога-Сына, то за Святого Духа. В книге Деяний апостольских, гл. 8.

Арий (276—336) — вождь “арианской ереси”, осужденной на I Вселенском Соборе. Отрицал божественность Христа и Его равенство с Отцом, считая Спасителя таким же, как весь мир, “созданием” Божиим, лишь сотворённым прежде всего другого.

Мани (ум. 276) — основатель манихейства, дуалистической религии, слепленной из фрагментов христианства, зороастризма, буддизма и гностицизма. В основе учения лежало признание Добра (Бога) и Зла (Дьявола) независимыми и равномощными началами.

Юлиан Отступник (331—363) — римский император (с 361), восстановил языческие культы в империи и возобновил гонения на христиан. В своём учении совмещал античную философию, восточный оккультизм и неоплатоническую мистику.

Василий Великий (330-379) – православный святой. Сначала отшельник, потом пресвитер, а затем с 370 года епископ Кесарийский. Ревностно защищал православие в эпоху арианских смут.

Пелагий (360 — не ранее 430) — шотландец по происхождению, основатель ереси, отрицавшей значение Благодати Божией для самостоятельного преодоления человеческого греха и сводившей тем самым Подвиг Христа к одному лишь “нравственному примеру”, умаляя смысл Боговоплощения, Крестовой Жертвы и Воскресения.

Камень Каабы — небесного происхождения. Этот метеорит в незапамятные времена упал в Аравийскую пустыню. Согласно старому местному преданию, раньше он был белого цвета.

Дар Константина — подложная грамота от лица императора Константина Великого (306—337) на имя римского епископа Сильвестра I (314—335), сыгравшая крупную роль в истории папства и вообще средневековой Европы. В XV в. Лоренцо Валла и другие изобличили подделку, и только в XIX в. католические учёные признали бесполезным защищать её подлинность.

Стефан Второй – с 752 по 757 римский папа. В 754 г. он совершил миропомазание (первое в мире) французского короля Пипина Короткого. Тот в благодарность за это передал в личное владеение папы несколько завоёванных им областей в Италии, тем самым было положено начало светской власти папы. Идейным обоснованием послужил подложный акт “Дарения Константина”, который Стефан Второй привёз королю в Париж.

Парсифаль (около 823-869) – около 840 г. посвящён в рыцари Круглого Стола. Четырнадцать лет занимался поисками Чаши Грааля. В 857 г. он обрёл её, после чего стал называться “королем Грааля”.

Старец Горы — первым Старцем Горы в X в. был Хасан-Саба. Он прошёл Персию, проповедуя своё учение и набирая прозелитов. Захватив крепость Аламат, на рубеже Ирана, которую назвал “Домом Богатства”, он учредил там своё правление. Слово “ассасины” есть искажённое “гашишим”, происходящее от “гашиш”, которым начальник опьянял своих последователей, когда они начинали какое-нибудь отчаянное предприятие. Ныне слово “ассасин” во всех европейских языках стало синонимом слов “убийца”, “террорист”.

Жак де Моле — магистр ордена тамплиеров. Жоффруа де Шарне — казначей ордена. В начале XIV в. оба сожжены в предместье Парижа.

Американский астронавт Эдвин Олдрин — масон, в 1966 г. при высадке на Луну оставил на ней знак — флаг тамплиеров.

Жиль де Рэ — французский барон, сподвижник Жанны д,Арк. Узнав, что она находится в плену и ей грозит смертельная опасность, собрал большой отряд и двинулся на Руан, где находилась пленница, но опоздал... Жанна д’Арк была сожжена на костре как колдунья. Через девять лет, в 1442 г., он сам был сожжён, обвинённый в убиении младенцев и занятиях чёрной магией. В литературе он известен как Синяя Борода.

Исидор — грек по происхождению, митрополит Московский. В 1439 г. подписал Флорентийскую унию, подчинявшую православную церковь папскому престолу. Русская православная церковь не признала этот документ.

Иоганн Гутенберг (между 1394—99—1468) — немецкий изобретатель первого печатного станка (типографа). Большинство источников XV в. датируют начало книгопечатания 1440 годом.

Томас Торквемада (1420—1498) — Великий Инквизитор, еврей по происхождению, наиболее прославившийся масштабом и жестокостью гонений на мавров и иудеев, завершившихся их изгнанием из Испании в 1492 г.

Мараны – крещеные евреи, тайно исповедующие иудаизм.

Ересь жидовствующих представляла собою смесь иудаизма с восточным оккультизмом. Имела распространение на Руси в последней трети XV в.

Схария — родился на полуострове Тамань от смешанного брака: отец — генуэзец, мать — черкешенка. Прежде чем явиться в Новгород в 1470 году, побывал в Валахии, где познакомился с Еленой, дочерью молдавского господаря и будущей невесткой русского царя, на которую потом оказал большое влияние, как и на Федора Курицына, русского боярина литовского происхождения. Тот, склонный к вольнодумию, активно распространял “ересь жидовствующих” среди русской знати и духовенства.

“...хвост борджианского клана” — семья Борджиа прославилась своим развратом, корыстолюбием и роскошью. Первым в Италии появился бедный, но предприимчивый испанский идальго Алонсо Борджиа. В 1455 г. он стал папой Каликстом II. Его племянник Родриго Борджиа стал кардиналом в 1456 г. В 1491 г. Родриго Борджиа стал папой Александром VI. Он помог сделать блестящую карьеру двум сыновьям, а свою дочь Лукрецию неоднократно выдавал замуж, преследуя отнюдь не благие цели.

Никколо Маккиавелли (1469—1527) — итальянский политический мыслитель. Ради упрочения государства считал допустимым любые средства. Отсюда — термин “маккиавеллизм” для определения политики, пренебрегающей нормами морали.

Эрнан Кортес (1485—1547) — испанский конкистадор. Прославился своей жестокостью при завоевании Мексики в 1519—1521 гг.

Эразм Роттердамский (1469—1536) — гуманист эпохи Возрождения. Сыграл большую роль при подготовке Реформации, но не принял её. Враг религиозного фанатизма и “друг свободы”.

Мартин Лютер (1483—1546) — деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций (1517).

Жан Кальвин (1509—1564) — деятель Реформации, основатель кальвинизма. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Игнатий Лойола (1491—1556) — основатель ордена иезуитов.

Иоганн Фауст — чернокнижник и шарлатан. Действовал в первой половине XVI в. Его похождения в Европе обросли легендами. Он послужил прототипом для гениальных произведений английского драматурга Кристофора Марло и немецкого поэта Иоганна Гете.

Мишель Нострадамус (1505—1566) — знаменитый астролог. Автор книги предсказаний “Центурии”.

Томас Кромвель (1485—1540) — лорд-главный правитель Англии с 1539 г. (на важнейших должностях с 1533 г.). Содействовал укреплению английского абсолютизма. После неудач во внешней политике обвинен в государственной измене и казнён.

Игнатий — грек по происхождению. В Москве с 1597 г., епископ Рязанский с 1603 г. В 1605 г. первым из русских архиереев приветствовал в Туле Лжедмитрия I, потом был им возведён в патриархи. После убийства Лжедмитрия в мае 1606 г. лишён сана.

Бенджамин Дизраэли (1804—1881) — премьер-министр Великобритании в 1868 и 1874—1880 гг. Правительство Дизраэли проводило политику колониальной экспансии и обогащения власть имущих.

Эммануэль Сведенборг (1688—1772) — шведский учёный-естествоиспытатель и теософ-мистик. Он мог, произвольно задерживая дыхание, сознательно вызывать у себя галлюцинации.

Томмазо Кампанелла (1568—1639) — итальянский философ и политический деятель. Автор “Города солнца” — произведения в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине, руководимой учёно-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при четырёхчасовом рабочем дне, развитием науки и просвещения.

Рене Декарт (1596—1650) — французский философ, математик, физик и физиолог. По Декарту, безусловное основоположение всего знания есть непосредственная достоверность сознания (“мыслю, следовательно, существую”).

Жюльен Офре де Ламетри (1709—1751) — французский философ. В своём сочинении “Человек-машина” рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму.

Вейсгаупт — основал в 1776 г. масонский орден иллюминатов. Орден участвовал в тайной подготовке французской революции.

Томас Джефферсон (1743—1826) — американский просветитель, автор проекта Декларации независимости США 1776 г.

Мари Жозеф Лафайет (1757—1834) — маркиз, французский политический деятель. В начале французской революции командовал национальной гвардией. После народного восстания 10 августа 1792 г. перешел на сторону контрреволюции.

Жорж Жак Дантон (1759—1794) — деятель французской революции, один из вождей якобинцев. Участвовал в подготовке восстания 10 августа 1792 г., свергнувшего монархию. С 1793 г. занял примиренческую позицию по отношению к жирондистам. Осужден революционным трибуналом и казнен.

Максимилиан Робеспьер (1759—1794) — деятель французской революции, один из вождей якобинцев. Казнён термидорианцами.

Жан Поль Марат (1743—1793) — один из вождей якобинцев. Вместе с Робеспье ром руководил подготовкой восстания 31 мая — 2 июня 1793 г., отнявшего власть у жирондистов. Убит Шарлоттой Корде.

Маркиз де Сад (1740—1814) — французский писатель. Его писания концентри руются на индивидуально-интимной сфере, в свою очередь сфокусированной на извращённой эротике.

Декабристы — русские дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 г. восстание против самодержавия. Пятеро из них: П. И. Пестель, С. И. Муравьёв-Апостол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский были повешены. Рылеев и Муравьев-Апостол — дважды: в первый раз оборвались верёвки.

Томас Робертс Мальтус (1766—1834) — английский экономист, основоположник мальтузианства. Он считал, что соответствие между численностью населения и количеством средств к существованию может регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом.

Жозеф Фуше (1759—1820) — министр полиции Франции в 1799—1802, 1804—1810, 1815 гг. Создал разветвленную систему политического сыска, разведки и шпионажа. Беспринципный карьерист, служил то республике, то Наполеону I, то Бурбонам, предавая всех поочередно.

Шарль Морис Талейран (1754—1838) — французский дипломат, министр иностранных дел в 1797—1799 гг. (при Директории), в 1799—1807 гг. (в период Консульства в империи Наполеона I), в 1814—1815 гг. (при Людовике XVIII). Один из самых выдающихся дипломатов, мастер тонкой дипломатической интриги, беспринципный политик.

Пий Девятый — римский папа с 1846 по 1878 г. В 1870 г. на Первом Ватиканском Соборе под его давлением была принята “Первая догматическая конституция церкви Христа” — о первенстве папской власти и папской непогрешимости. Полный текст этого чудовищного документа вряд ли знают сами католики.

Н. Д. Соколов — адвокат и масон высокой степени. Еще в 1890-х годах он сделал блистательную карьеру на многочисленных политических процессах, где главным образом защищал террористов. 2 (15) марта 1917 г. он как секретарь Центрального исполнительного комитета Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов предложил Временному правительству им самим сочиненный “приказ № 1”. По существу, этот приказ означал развал и ликвидацию армии. Приказ был утвержден и распечатан в девяти миллионах экземпляров и развалил русскую армию.

Керенский А.Ф. (1881-1970) – министр юстиции во временном правительстве (март-май 1917), военно-морской министр (май-сентябрь), с 20 августа – верховный главнокомандующий. После Октябрьского переворота бежал за границу.

Антонов А.С. (1888-1922) – предводитель крестьянского восстания на Тамбовщине (1920-1921гг.). Убит при аресте.

Павлик Морозов – донес властям на родного отца. Был убит родственниками по отцовской линии. Официальная пропаганда сделала мальчика героем, мотивируя его донос обострённым чувством социальной справедливости.

Норберт Винер (1894—1964) — американский учёный. В своём трактате “Кибернетика” сформулировал основные положения кибернетики.

“Те, кто под чёрным расстрельным письмом подписались...” — сразу же после расстрела Дома Советов танками генерала Грачева в газете “Известия” было опубликовано письмо-обращение, которое требовало от правительства решительных мер по отношению к патриотам. Письмо подписали 42 человека, среди них академик Д. Лихачёв и писатель В. Астафьев.


“...собственность — это забытый грабёж” — изречение французского мыслителя Блеза Паскаля.


Подписаться на Телеграм-канал "Вокруг да около"
Tags: полевая культурология, ритмизованный язык, советская литература, совецкий на рандеву
Subscribe

Posts from This Journal “ритмизованный язык” Tag

  • СЕГОДНЯ СНОВА

    как и почти десятилетие назад — но как мы все изменились! подойдите к... нет не к зеркалу, а лучше к своим записям, так будет меньше правды,…

  • ЭКЗОТИЧЕСКАЯ ВЕЩИЦА

    "Ода к Y-хромосоме" — поэтическая редкость, как по форме так и по содержанию, почему, наверно, автор и читает с ошибками по сравнению с текстом:

  • 200 ЛЕТ ФЕТУ (ШЕНШИНУ)

    Ночью как-то вольнее дышать мне, Как-то просторней... Даже в столице не тесно! Окна растворишь: Тихо и чутко Плывет прохладительный воздух. А…

  • ТАК, ЧТО ЗОЛОТО СЫПЛЕТСЯ С КРУЖЕВ...

    Показалось, что одного поста, посвященного 99-й годовщине расстрела Николая Гумилёва, будет мало сегодня, ведь 99 — это не приближающиеся…

  • РИТМИЧЕСКАЯ СИЛА

    Это похоже на наши колядки, это фольклор, настоящий, настоящий чёрный фольклор. Всё такое самодельное, все маски и множество ударных, будто только…

  • ГАВРИЛА РОМАНЫЧ ДЕРЖАВИН

    "Романыч"... именно так, потому что знаем его мы по оставленным строкам, а они располагают к обращению по-свойски. Давайте же вспомянем славного…

  • ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ ВСЕВОЛОДА ЕМЕЛИНА

    Автор делает ритмизованные наблюдения и предлагает ритмизованный же анализ особенностей текущего момента: ДЕД, РАССКАЖИ ПРО КАРАНТИН…

  • ВЕЛИКОПЯТНИЧНАЯ МИСТЕРИЯ

    Это XVI век, мышление и искусство западное, зримое и осязательное, будто взвешивающее и оценивающее мистерию Страстей Господних, будто…

  • МНОГО БУКВ

    Выражение "много букв" в 1970-м ещё не было никаким мемом, а только вполне возможным, допустимым, но довольно редким в русском словосочетанием.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments