Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Categories:

ПРОСМАТРИВАЯ

[швейцарских художников, обратил внимание]
на WikiArt швейцарских художников, обратил внимание, что на странице Альберта Анкера, представленного на этом сайте аж ста четырьмя картинами, нет ни одного натюрморта. А помнится, именно они мне когда-то понравились... чем же? Как ни странно, приоткрытием зрителю совсем забытого теперь уже отношения к жизни и почти исчезнувших вкусов. Потому что повседневность (не шутите с ней, она только кажется категорией незначительной и может вам жестоко отомстить) сегодня, спустя уже почти сто пятьдесят лет, не то что совсем другая, она агрессивно отрицает прежнюю.

Вот его натюрморт, в котором, как мне кажется, запечатлено, настроение и тепло быта того времени:


Натюрморт с кофе и коньяком, 1882.

Хоть это и "неподвижная жизнь", жизнь внутренняя переливается через иллюзорные границы форм: неподдельный и довольно выдержанный коньяк изнутри давит на стеклянные стенки закрытого графина, а в рюмках коньяк уже немного спокойнее, ведь давления кружащих голову паров уже нет; фарфоровый кофейник стоит скромно, полный тайн, но мы откуда-то чувствуем запах правильно приготовленного кофе; очищенный белый сахар в 1882 году — ещё пока довольно дорогое лакомство, и стоит поэтому гордо, насыпанный щедро, с горкой.

Почему мы уверенны, что кофе не кипятили, а кофеин из него не извлечён? А по соображению системности того, что перед нами — швейцарского быта 136 лет назад. Многое из того, что мы видим на картине поучительно.

Во-первых, нельзя никак без свежей скатерти. Если вы не перешли после обеда из столовой в другое место пить кофе за специальным кофейным столиком, то вы, разумеется, перед тем, как сервировать кофе там же, где обедали, должны сменить скатерть... На картине мы видим, что скатерть свежая: она только что разложена, и складки ещё топорщатся очень выразительно.

Во-вторых, не следует, нарушая приватную атмосферу, ставить бутылку с этикеткой и прочими публично-торговыми атрибутами на домашний стол, это уместно только в ресторане или кофейне, да и то в хороших дорогих местах бутылку оставляют на сервировочном столике. Графин и рюмки — соответствуют друг другу, даже если они не составляют гарнитура.

В-третьих, кстати о принципе гарнитура, единства набора, например: сервиза посуды. Как видим, это совсем не ценность. На столе прекрасная посуда, но в ней нет единства сервиза! Вообще, радость от наборности посуды с одинаковой росписью — по сути детская, наивная. Когда вы каждый день пользуетесь посудой, то приятней смотреть на разнобой... да видимо и глазу художника это милей. Но посуда должна при этом быть высокого качества... Что мы и видим: и сахарница и молочник — красивы.

Да, отмечу ещё, что коньячные бокалы (такие большие и сужающиеся кверху) вообще-то ни к чему: хороший коньяк вы распробуете и разнюхаете и с такими рюмочками, как на картине, и они гораздо удобнее для выпивания.

Tags: изобразительный универсум, искусствоведение в штатском, художник как медиум
Subscribe

Posts from This Journal “художник как медиум” Tag

  • ПРИ ОТСУТСТВИИ ФОТОГРАФИИ

  • "РОССИЯ ВОЗРОДИТСЯ"

    Стиль ар нуво подходит и для выражения трагического содержания. Плакат Альфонса Мухи, 1922. Выпущен для поддержки кампании в Чехословакии по…

  • ИДЫ МАРТОВСКИЕ

    Групповое убийство Цезаря. В нём постепенно раскрылось столько содер- жания, разных смыслов, знаков и символов, что теперь довольно неожи- данно…

  • ТРОНУТЬ

    тему "культурной мафии" в совдепии и пост-совдепии пытались давно, и всегда очень опосредованно, намёками, всегда на эзоповом языке: Карикатура…

  • СОВЕТСКИЙ НОРДИЗМ

    Хоть имя дико, но явление было более чем реальным, лежит себе на полках истории советского изобразительного искусства, и я о нём писал ровно год…

  • ГОЛЕНАСТОСТЬ РУССКИХ ЖЕНЩИН

    я не придумал, её заметили художники, заметили и отметили в своих работах эту русскую антропологическую особенность, а у художников глаз-то ой-ёй!…

  • ТРИ ГОДА ПРОШЛО, И ТЕПЕРЬ СЕГОДНЯ...

    ...180 лет Ренуару!

  • 241 ВЕНЕЦИАНОВУ

    Алексей Гаврилович родился 18 февраля 1780 в купеческой семье. Он, известный русский живописец, был не только членом Академии художеств, но…

  • СОЦРЕАЛИЗМ МНОГО ПОЗВОЛЯЛ

    художнику лишь только ради того, чтобы лишний раз подтвердить и утвердить марксистско- ленинскую эстетику. Вот скажите возможна ли сегодня у нас, я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments