Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Categories:

Дада

Пояснительная записка к предыдущему посту.


"Сотворение мира",
тканный ковёр XXII века,
Жеромское аббатство



Дадасофия развивает то здесь, то там мистически-иронические видения, которые прославляют жизнь в её нерасчленённой полноте, вот только делают это иногда предельно выспренним тоном, как в прокламации Главного Дада Иоханнеса Баадера:

Дадаист - это человек, который любит жизнь во всех её необозримых проявлениях, который знает и говорит: не только лишь здесь, но и там, там и там* есть жизнь! Следовательно, истинный дадаист овладевает и всем регистром человеческих жизненных проявлений, начиная от гротескного передразнивания самого себя и кончая священнейшим словом богослужения на полностью созревшем, принадлежащем всем людям шаре Земли...

*"Там, там, там" - по-немецки "da, da, da".

Дада есть великая ирония, он выступает как направление и в то же время отнюдь не является направлением...

Дада - это игра с культурой. На каком поле может идти такая игра? - Только на площадке сознания. Спортивный инвентарь - различные состояния сознания, снаряды - символы и мемы, выполненные в материале языка.

Как и со всем остальным Дада с удовольствием играет с наукой. Один из начальных пунктов развенчания науки является такой пассаж: "Одной из наиболее характерных черт Ибсена было то, что для него, кроме науки, ничто не имело значения" (Bernard Shaw. "Back to Methuselah"). Комментируя это и множество других аналогичных заявлений, А.Стриндберг ( в "Antibarbarus") пишет:

Поколение, которое имело смелость расстаться с Богом, сокрушить государство и церковь, низвергнуть общество и мораль, всё-таки преклонялось перед Наукой. А в Науке, в которой по идее должна царствовать свобода, главным предписанием было: "верь в авторитеты - или голову долой!

Отсюда происходит методологический научный анархизм Пола Фейерабенда:

Используя термин "анархизм" в своих целях, я просто следовал общему употреблению. Однако анархизм - в том виде, в котором он развивался в прошлом и в настоящее время приобретает всё большее число сторонников, - имеет особенности, которык мне не импонируют.

Какие "особенности" имеет в виду Фейерабенд? Наверно, какие-то вроде этих:

Анархизм есть мир понятий, опирающийся на механистическое объяснение всех феноменов. Его метод исследования есть метод точного естествознания... метод индукции и дедукции" (Кропоткин П.А. "Современная наука и анархия").

Он слишком мало озабочен проблемами человеческой жизни и счастья (за исключением жизни и счастья тех, кто принадлежит к некоторой узкой элитной группе), - продолжает Фейерабенд, - и включает в себя именно тот вид пуританской самоотверженности и серьёзности, который я отвергаю. (В числе анархистов существуют некоторые приятные исключения, такие, как Кон-Бендит, но их слишком мало.) Поэтому теперь я предпочитаю пользоваться термином "дадаизм".

Под "пуританской самоотверженностью" скрывается очень серьёзное явление, против которого действет Дада. И явление это ни много ни мало - Немецкий идеализм. Вот как пишет об этом один из ведущих дадаистов Рауль Хаусманн (он говорит об экспрессионизме в искусстве, который считал прямым порождением философского идеализма: "отвратительное затемнение и сокрытие вещей, именуемое экспрессионизмом"). Итак, Р.Хаусманн: из "Возвращения к предметности в искусстве":

Первым экспрессионистом, изобретшим "внутреннюю свободу", был обожравшийся и опившийся саксонец Мартин Лютер. Он способствовал протестантскому повороту немцев к неподдающемуся объяснению "внутреннему миру", равносильному изолганности, жонглированию воображаемыми страданиями, "тёмными пропастями души" и их власти, сочетающнйся с рабской покорностью по отношению к насилию властей. Он породил Канта, Шопенгауэра и сегодняшний идиотизм искусства, который тупо смотрит на мир, в упор не замечая его, и полагает, что таким образом преодолеет его.

И снова Фейерабенд:

Дадаист не смог бы обидеть и мухи, не говоря уже о человеке, крайне невосприимчив к любому серьёзному предприятию и сразу чувствует недоброе, как только кто-то встаёт в позу с таким видом, будто собирается признести нечто очень важное. Дадаист убеждён, что жизнь приобретает цену лишь тогда, когда мы начнём относиться к вещам легко и устраним из нашей речи такие глубокомысленные, но уже дискредитировавшие себя обороты, накапливавшиеся столетиями, как "поиск истины", "защита права", "страстный интерес" и т.д., и т.п. Дадаист всегда готов рискнуть на эксперимент даже в тех областях, где изменение наличного и экспериментирование сомнительны (например, базисные функции языка). Надеюсь, что прочитав данный памфлет, читатель будет думать обо мне скорее как о ветренном дадаисте, чем как о серьёзном анархисте.

Дада, - пишет, Г.Рихтер в "Dada-Art and Anti-Art", - не только не имеет программы, он вообще против всяких программ.

Это не исключает искусной защиты программ, с тем чтобы показать химерический характер любой защиты, даже "рациональной". Аналогичным образом актёр или драматург мог бы воспроизвести все внешние проявления "глубокой любви" для того, чтобы развенчать саму идею "глубокой любви" (пример - Пиранделло).

Признание того, что разум и антиразум, смысл и бессмыслица, - продолжает Г.Рихтер, - расчёт и случай, сознание и бессознательное < и, я бы добавил, гуманность и антигуманность > являются необходимыми частями некоторого целого, всегда было центральной идеей дадаизма.


"Выход за пределы универсума",
алхимическая иллюстрация XVI века
Tags: дадаизм, философия искусства
Subscribe

  • ЧТО ХОРОШО — ТО ХОРОШО!

    Это отрадное явление пока не слишком частое, но это делает его только ещё более значимым. Оказывается можно спокойно переделать советское учреждение…

  • ЗАТЕСАЛАСЬ БЕЛАЯ ВОРОНА

    Королевские узники В давние времена в Италии было так: что ни город, то королевство, а что ни королевство, то и король. Вот в одном таком…

  • ПОСТАВИЛИ НА СЧЁТЧИК

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment