Удивительная механистичность в таких суждениях. Мне последнее время кажется правильным называть такие явления - "искусственный интеллект". Согласно точке зрения этого ИИ: система сама, достигнув этого дна, дальше пойдёт на подъём... и всё снова будет хорошо.
И вот возникают вопросы: а было ли хорошо? А где относительно этого "хорошо" находится "дно"?
Дно - это, вроде, такое состояние, ниже которого некуда. Это мне напоминает известные и столь же механистичные фразы типа: "ну, сейчас не Средневековье...", "в XXI веке такое уже невозможно...", "не при коммунистах, чай, живём..." Ага, сейчас! А при ком же? если сохранился главный большевистский принцип: власть может действовать против права и законов. И, как вспоминают ельцинисты в книге "Эпоха Ельцина" (мемуары Батурина и других помощников Ельцина), самый высший тип приказа - устный, чтобы не оставалось следов. И именно его нужно выполнять неукоснительно. Помощники Ельцина отмечали: "Слова, сказанные с глазу на глаз, по аппаратной значимости перевешивали бумаги. Такова, наверное, наша политическая традиция". Анекдотический случай: Черномырдин присылает распоряжение "положительно решить" вопрос о выделении кому-то денег, министр финансов отказывает, Черномырдин его успокаивает: "А кто тебе сказал, что надо решать положительно? Если будет действительно нужно, я тебе не напишу, а скажу" (Батурин и др., 2001. С.424). Такое устройство сегодня приобрело уже законченные формы.
А в такой системе с узаконенным произволом (ах, как звучит! какой аромат советской эпохи) дна нет принципиально. Это бездонность. То, что в старых классических книгах называется Преисподней, адом.
Дно? А если скатиться к 1993 году? А если к голодомору 20-х -30-х и массовым расстрелам? Это будет дно? Нет, можно ещё к Пол Поту, где для убийств миллионов жалели патронов (хотя в советских фильмах и это уже было предусмотрено: "пули на такую мразь жаль!") поэтому забивали сотни тысяч дубинами. И красные кхмеры - это ещё не дно... ниже культуры Майя, Ацтеки... и так далее по дантовым кругам.
Экономика опускается не потому, что поднялась слишком высоко. Она может опускаться даже от нуля, потому что в материальной жизни нуля нет. Зло бездонно, но бездонность преисподней - всего лишь бесконечный тупик. Вот уж название на все времена! Вот уж, действительно, ай да Галковкский, ай да сукин сын! Зато вот творческий подъём, восхождение - не ограничены сверху.
Экономика сдувалась не потому, что люди слишком доверяли друг другу. Прямо наоборот: одни слишком не доверяли и перемудрили с контролем и учётом, другие слишком не доверяли и потому слишком обманывали, жадничали и просто крали. Честность - плод доверия.
Экономика начнёт подыматься не тогда, когда люди достигнут нравственных низин - то есть, пределов безнравственности. Мыльный пузырь, лопнув, не начнёт подыматься. Экономика начнёт подыматься, когда люди начнут подыматься над своим эгоизмом, в том числе - над желанием абсолютной безопасности, стопроцентных гарантий, двухсотпроцентных прибылей и приобретения на грош пятаков. Словом, когда вспомнят старинное понятие, что такое порядочный человек. Много не надо, только это. Но и не меньше!