Лишь много позднее им стало ясно, что не художники здесь активная сторона, что используют не они, а — их! Что молодая, активная и жестокая новая власть легко и почти естественно включила художников в свои планы и политику, сделав их художественные поиски — частью советской пропаганды.
Но за сравнительно небольшой отрезок времени (это 1920-е и 1930-е годы), времени советской "бури и натиска", за период, когда художники работали с новым материалом искренне, а не по хорошо оплачиваемому заказу партийно-коммунистического агитпропа, как это происходило при зрелом социализме с его единственной легальной художественной формой — соцреализмом, художники успели наработать довольно большой объём оригинальных и довольно авангардных образцов.
Сначала, видимо по инерции, воспроизводилась уже известная схема, примерно как на этом дореволюционном платке (1913), выпущенного по случаю 300-летия Дома Романовых:

И вот, по аналогии и с использованием иконописной схемы (Спас и в углах символы 4-х евангелистов) агитационный платок, выпущенный массовым тиражом по случаю 10- или 15-летия победы Октября (1927-32), Ивано-Вознесенская мануфактура, хлопок:

Выглядит круто, сегодня, думаю, дизайнеры моды могут воспроизвести эту историческую вещь, коммерческий успех гарантирован. На платке портрет Ленина ещё реалистический, агитпропу нужно было подготовить возможность превращения Ленина в легко узнаваемый знак и символ, и первый этап — массовость, потом на агитпроповских плакатах вождя уже можно было изображать силуэтом, без деталей, как на этом, более позднем платке сталинского времени (1930-е):

В принципе, это просто типичный советский плакат, перенесённый на текстиль. На этом всё, платков больше не делали, их заменили более простые по изготовлению и более дешёвые полиграфические советские постеры. Вернёмся к тканям и пропагандистским, но довольно высокохудожественным рисункам для них. Вот тема труда и трудящихся:

Цветовая гамма подобрана очень квалифицированно, и вообще это можно рассматривать как качественное декоративное искусство, да трудящиеся ещё не такие, как будут изображаться при тотально победившем социалистическом реализме, пока их можно назвать даже авангардными:


Развитие шло в знако-символическую сторону, изображения становились более схематичными и абстрактными:

"Звёзды и шестерни"

"Трактор"

"Рабочий на кране"
При этом, благодаря индивидуальной иницитиве художника, появлялись и "рецидивы" дореволюционной изобразительной традиции:

Сергей Бурылин: "Сельская жизнь".
Инициатива была, впрочем, быстро приставлена к делу: канализирована в текстильные паттерны на тему коллективизации:


Ещё несколько красивых и очень декоративных образцов на смешанную тему: "механизация-индустриализация-автомобили



Что-то они все напоминают, не правда ли? колорит... композиция... символы.... где-то ещё мы это всё видели.
Давайте ещё посмотрим интересные по дизайну довоенные образцы рисунков на текстиле, которые все будут забыты, вытеснены эстетически более слабым стилем соцреализма и сталинского ампира.

"15 лет СССР", то есть это 1937 год, последние вскрики революционного авангардизма.

Тема "Заводы, заводы...".

"Пионеры"

На тему "Серп и молот"
И вот он и наступил (на авангард, хе-хе): всепобеждающий советский ампир (в плакатном и вообще знако-символическом искусстве) и социалистический реализм (это если живопись).

Ткань с набивным орнаментом "Кремль", 1930-е гг.
И вот "венец" долгого развития. Пример квинтэссенциального соцреализма, лаковая миниатюра (которая сама по себе имела долгую дореволюционную традицию), которая порвала с канонами своего ремесла ради канонов новых, советских:

"Народное торжество в день открытия канала им. В.И. Ленина". Мстера. 1953 г.</center>
v i a