Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Categories:

РАННЯЯ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОПАГАНДИСТСКИЕ ПАТТЕРНЫ НА ТЕКСТИЛЕ

Давайте посмотрим краешком глаза на такую малоизвестную страницу истории русского искусства, как изображения на тканях фабричного производства (скатерти, платки-шарфы, занавески на окна и т.п.) в тот период времени, когда художникам казалось ещё, что это они используют революцию-1917, коллективизацию или индустриализацию в качестве новых вдохновляющих тем или сюжетов для своего творчества.

Лишь много позднее им стало ясно, что не художники здесь активная сторона, что используют не они, а — их! Что молодая, активная и жестокая новая власть легко и почти естественно включила художников в свои планы и политику, сделав их художественные поиски — частью советской пропаганды.

Но за сравнительно небольшой отрезок времени (это 1920-е и 1930-е годы), времени советской "бури и натиска", за период, когда художники работали с новым материалом искренне, а не по хорошо оплачиваемому заказу партийно-коммунистического агитпропа, как это происходило при зрелом социализме с его единственной легальной художественной формой — соцреализмом, художники успели наработать довольно большой объём оригинальных и довольно авангардных образцов.

Сначала, видимо по инерции, воспроизводилась уже известная схема, примерно как на этом дореволюционном платке (1913), выпущенного по случаю 300-летия Дома Романовых:



И вот, по аналогии и с использованием иконописной схемы (Спас и в углах символы 4-х евангелистов) агитационный платок, выпущенный массовым тиражом по случаю 10- или 15-летия победы Октября (1927-32), Ивано-Вознесенская мануфактура, хлопок:



Выглядит круто, сегодня, думаю, дизайнеры моды могут воспроизвести эту историческую вещь, коммерческий успех гарантирован. На платке портрет Ленина ещё реалистический, агитпропу нужно было подготовить возможность превращения Ленина в легко узнаваемый знак и символ, и первый этап — массовость, потом на агитпроповских плакатах вождя уже можно было изображать силуэтом, без деталей, как на этом, более позднем платке сталинского времени (1930-е):



В принципе, это просто типичный советский плакат, перенесённый на текстиль. На этом всё, платков больше не делали, их заменили более простые по изготовлению и более дешёвые полиграфические советские постеры. Вернёмся к тканям и пропагандистским, но довольно высокохудожественным рисункам для них. Вот тема труда и трудящихся:



Цветовая гамма подобрана очень квалифицированно, и вообще это можно рассматривать как качественное декоративное искусство, да трудящиеся ещё не такие, как будут изображаться при тотально победившем социалистическом реализме, пока их можно назвать даже авангардными:





Развитие шло в знако-символическую сторону, изображения становились более схематичными и абстрактными:


"Звёзды и шестерни"



"Трактор"



"Рабочий на кране"


При этом, благодаря индивидуальной иницитиве художника, появлялись и "рецидивы" дореволюционной изобразительной традиции:


Сергей Бурылин: "Сельская жизнь".


Инициатива была, впрочем, быстро приставлена к делу: канализирована в текстильные паттерны на тему коллективизации:





Ещё несколько красивых и очень декоративных образцов на смешанную тему: "механизация-индустриализация-автомобилизация-военное строительство-государственные символы":







Что-то они все напоминают, не правда ли? колорит... композиция... символы.... где-то ещё мы это всё видели.

Давайте ещё посмотрим интересные по дизайну довоенные образцы рисунков на текстиле, которые все будут забыты, вытеснены эстетически более слабым стилем соцреализма и сталинского ампира.


"15 лет СССР", то есть это 1937 год, последние вскрики революционного авангардизма.



Тема "Заводы, заводы...".



"Пионеры"



На тему "Серп и молот"


И вот он и наступил (на авангард, хе-хе): всепобеждающий советский ампир (в плакатном и вообще знако-символическом искусстве) и социалистический реализм (это если живопись).


Ткань с набивным орнаментом "Кремль", 1930-е гг.


И вот "венец" долгого развития. Пример квинтэссенциального соцреализма, лаковая миниатюра (которая сама по себе имела долгую дореволюционную традицию), которая порвала с канонами своего ремесла ради канонов новых, советских:


"Народное торжество в день открытия канала им. В.И. Ленина". Мстера. 1953 г.</center>

v i a
Tags: дизайн, изо-попса, искусство плаката и плакатное искусство, искусство принадлежит, искусствоведение в штатском, метафизика моды, одномерный человек, памятники ХХ века, памятники ограниченной мысли, плакатное искусство и искусство плаката, русская история россии, русское искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство принадлежит” Tag

  • КОНЦЕПТ "БЛАГОРОДНЫЙ ДИКАРЬ"

    придуманный французскими просветителями оказался на редкость продуктивным не только для разработки соответствующего дискурса (способа говорить),…

  • ИЗ БАЛЛАСТА — В ШЕДЕВРЫ

    Эти скульптурные портреты, а может быть фрагменты римских скульптур 100-300 гг. Н.Э., подняты археологами со дна Средиземного моря на месте…

  • А ВОТ ЕСЛИ

    провести такой мысленный эксперимент: посмотреть на эту соцреалистическую картину будто бы через такие специальные фильтры, чтобы красные знамёна и…

  • СРАВНИТЕЛЬНО ЧЕСТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    уничтожения царизма и Россiи УПД: "сравнительно честные" были способы отъёма денег в арсенале Остапа Бендера, — чем становлюсь старше, тем всё…

  • РЕМОНТ ТРОТУАРА

    Когда смотришь на эти цветные "заплатки", понимаешь — перед тобой искусство! Не слишком ли смелая оценка? Ничуть, ведь один из признаков искусства —…

  • КОЛЬ МЫСЛИ ЧЁРНЫЕ К ТЕБЕ ПРИДУТ...

    ...есть и другое решение!

  • ЛЕНИН В ЛОНДОНЕ

    Штрихи леворуционного романтизма:

  • СОВЕТСКИЙ НОРДИЗМ

    Хоть имя дико, но явление было более чем реальным, лежит себе на полках истории советского изобразительного искусства, и я о нём писал ровно год…

  • НАЧАЛО: СМАЛЬТА ПО БЕТОНУ

    Какой оказывается непростой творческий путь у известнейшего художника! Вот если вам не сказать, то разве догадались бы ли вы, что эту нехитрую…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments