что совсем не ожидал от мариниста Айвазовского такой отчётливой экспрессии и совершенно современного
изобразительного языка и символизма, ведь отмечал я уже его "Овец, загоняемых вьюгой в море" (1855):

Ведь импрессионистически круто, а!? А прошло вот 15, а может и больше лет, и заматерелым глазом и набитой-
перенабитой рукой Иван Константинович пишет вот такую замечательную вещь:

"Переправа через Неву", 1870-е годы.
И уж совсем не маринистский поп-арт его картины на библейские темы:
![]() |
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме — имя «ночь». Настал вечер, настало утро — первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро — второй день». (Книга Бытия, 1:1–8). |
Так что, правы некоторые наши батюшки, называвшие русского художника с армянскими корнями Ивана Айвазовского (Ованеса Айвазяна) тайновидцем или тайнозрителем моря:
