Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Categories:

КАК НЕДОРОСЛЕМ СТАЛО НЕМОДНО БЫТЬ

Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали так называемых венечных памятей — документов, разрешающих вступление в брак.

Originally posted by salery at О «тяге к знаниям»

Недавно в разговоре philtrius (с которым мы теперь имеем возможность видеться «по службе» несколько раз в месяц) упомянул, что в откликах на его образовательную эпопею постоянно говорят о том, как власть препятствовала крестьянам получать образование. Можно подумать, что «народные массы» тянулись к знаниям и просвещению, а их не пускали. Это действительно обычное, но вполне смехотворное утверждение. Потому что к образованию отнюдь не стремились не только крестьяне, но и дворяне.

Образование есть все же некоторый труд, «работа». Человек вообще существо ленивое (лень принято считать отрицательным качеством, но на самом деле это естественное и нормальное свойство всякого живого организма) и без крайней необходимости лишнюю работу делать не будет. Поэтому 9 из 10, имея возможность получить какие-то блага (социальный статус, богатство, должностное положение) без такой работы, постараются ее избегнуть. Тех, кому «просто интересно», более 10% и не бывает. Почему и сейчас, когда в/о считается практически обязательным, 90% в лучшем случае формально и с неудовольствием отсиживают «пары» и перед экзаменом слегка просматривают учебник, а в худшем и этого не делают (все равно получая искомую «бумагу»).

Побудительным моментом в получении образования (помимо конкретной выгоды: «сдашь экзамен – получишь должность») может быть только давление со стороны власти либо среды (когда не знать каких-о вещей или не владеть определенными навыками становится в данной общественной среде неприличным). Так вот разница была только в том, что дворян государство ЗАСТАВЛЯЛО учиться - в целях получения образованных кадров для своего аппарата (и то, стало это делать не ранее, чем возникла потребность в таковом), а крестьян – нет (потребность в их обучении появилась не ранее, чем сказались последствия промышленного переворота, возникли массовые армии и т.д., и вот тогда, хоть и с некоторым опозданием, в 1908 ввели «всеобщее начальное»).

Но сами дворяне учиться не рвались. Иначе не было бы нужды на рубеже XVII-XVIII вв. насильно вырывать их из семьи и посылать на учебу, позже – применять к необученным самые суровые меры (сдачу в матросы без права выслуги), обязывать родителей-дворян (даже в указе «о вольности» - это единственное, что им вменялось в обязанность) давать образование детям, в начале XIX в. (когда уже наказывать было нельзя) – создавать образованным беспрецедентные преимущества по службе, учреждать для дворян отдельные учебные заведения – лишь бы только заставить их образование получить. Но со времени начала побудительных усилий прошло немало времени, чтобы в определенном кругу установилась «мода» на образование.

Подобные меры (где «кнутом», где «пряником») к членам высшего сословия достаточно обычны. Знаменитое прусское офицерство возникло тоже ведь не из природной склонности к военным наукам, сыновьям прусских помещиков вполне комфортно было сидеть в своих имениях. В первой четверти XVIII в. Фридриху-Вильгельму I пришлось взять на учет всех дворянских детей 12-18 лет и посылать в имения воинские команды, чтобы под конвоем доставлять их в кадетский корпус в Берлине. И по прошествии еще какого-то времени после того, как к 1740-м годам борьба с дворянством за его образование была выиграна, возникла та среда, члены которой уже не мыслили себя без соответствующего образования.

А те, кому «было интересно», находились во всех слоях. Разумеется, кому-то реализовать свои устремления было труднее, кому-то легче (и главным фактором здесь была не сословная принадлежность, а материальное положение родителей), но philtrius совершенно прав, когда говорит, что раз такие люди были и в немалом числе – значит, «было можно».
Tags: auld russia, русская история россии, тексты культуры, учёность, это наша страна
Subscribe

Posts from This Journal “учёность” Tag

  • ДОЛЖНОСТЬ ПРОФЕССОРА В ОКСФОРДЕ

    было не просто заполучить даже Джордано Бруно!.. А удержаться в Оксфорде и того труднее. Впрочем, интеллектуальной звездой Бруно сделали позже, в…

  • «42»

    В романе "Путеводитель для путешествующих автостопом по Галактике" даётся ответ на "главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого" (англ. The…

  • ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕБЕНСБОРНА?

    В порядке ознакомления — конспект схемы генетического вырождения и генной терапии академика Виталия Кордюма. Кстати, "Виталий" — говорящее для…

  • НОБЕЛЬ ПО ФИЗИКЕ 2016

    За исследования в области топологии материи. Церемония награждения пройдет 10 декабря в Стокгольме. Сумма каждой премии в этом году составляет…

  • А ВЕДЬ ЭТО У НАС БЫЛО, БЫЛО!

    Дополнение к посту Был бы учитель...

  • БЫЛ БЫ УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК НАЙДЁТСЯ

    1 сентября. День знаний. Originally posted by gorbutovich at И то, что учителей надо любить, не просто справедливо, а полезно Учитель…

  • ВНУТРИ СЕБЯ МЫ ВСЕГДА ЭТО ЗНАЛИ,

    что-то в нас всегда толкало бунтовать против любых "богов", а теперь под этим будет ещё и научный аргумент: kornev Экспроприатор…

  • "ЯЗЫК БОРОДЫ"

    Трактат с таким названием распространялся в Лондоне дендиствующим "Обществом факельщиков" в 1913 году. Ох уж этот год, пик развития Русского мира.…

  • Фрагменты об учёном остроумии

    "Только две вещи есть на целом свете и на Парнасе, которые без труда и без вреда можно сравнивать со всем на свете - это, первая, жизнь, потому что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments