Igor Pankratiev (pankratiev) wrote,
Igor Pankratiev
pankratiev

Categories:
  • Mood:
  • Music:

МЕМЕНТО МОРИ

25.88 КБ


Дэмиен Херст. "В том истинно любовь Божия совершилась"; 2007.

Череп европейца XVIII в., украшен 8601 бриллиантом (1106 карат).
В 2008 г. выставлялся в Эрмитаже (СПб) и Амстердаме (Рийксмузеум).
Продан в 2008 г. за 100 млн. долларов.








Как ни странно, но смерть - явление историческое, и существовала не всегда. Античность не знала фатального конца жизни. Жизнь не прекращалась уже хотя бы потому, что никому не приходило в голову считать её "способом существования белковых тел" (© Ф.Энгельс). Жизнь была универсальным состоянием мирового целого. Обитаемый универсум, космос был живой. (О мировоззренческих категориях античного мира можно прочитать, например, у русского философа-платоника А.Ф.Лосева). Живыми в той или иной форме или в том или ином смысле были все вещи: боги, люди, животные, деревья, камни, реки. Человек не исчезал из мира, а только изменялся или переходил из одной области мира в другую. О всеобщих связях и тотальных метаморфозах повествовал сложнейший миф о Пасифае, Минотавре и Ариадне, к которым, позже видимо, присоединился и Тезей. В сакральное знание об универсальности жизни в метаморфозисе посвящала крито-микенцев таинственная мистерия лабиринта. В гомеровских гимнах Минотавр именуется "повелителем мистерий" и (!) "дарителем нового тела". Иоганнес Рейхлин (XV-XVI вв.) один из начинателей греческой филологии, интерпретируя миф о критском лабиринте, переводит слово танатос (смерть в принятом сегодня значении) как исчезновение из поля зрения и атанатос (бессмертие) как появление в поле зрения. (Е.В.Головин. "Некоторые особенности лабиринта") В силовом поле античной культуры нет ни смерти, ни бессмертия в современном понимании. Есть только переходы или смена углов зрения, аспектов.



Наши современники, подавляющее большинство которых живёт вне религии, понимают смерть как явление чисто биологическое, если не клиническое. Душа - это всего лишь метафора, ненаучное понятие, обозначение психосознательных механизмов, которые есть функции тела. Эти механизмы разрушаются вместе с телом. Такая душа – смертна. Смерть - это абсолютное исчезновение белкового тела, необратимое разложение на простейшие элементы вследствие естественного износа или поломки (болезни).
При этом, феномен смерти в современной культуре связан с идеей бессмертия. Одно без другого не существует. И бессмертие понимается как проблема научно-прикладная, как достижение медицины. Как продление на неопределённый срок функционирования белкового тела. С помощью профилактик поломок и замены запчастей.
В своём самомнении современный человек уверен, что медицинская смерть будет упразднена уже к 2060 году. Это предрекает, к примеру, британская консалтинговая компания The Future Exploration Network в своём позитивистском прогнозе Хронология исчезновений: Чего уже не стало и ещё не станет 1950 - 2050 гг., об этом я писал здесь. Бессмертие можно будет купить уверен наш современник. Символом этой уверенности как раз и служит, на мой взгляд, бриллиантовый череп Дэмиена Херста.

27.83 КБ






А ведь ещё лет 400-500 назад
череп в искусстве был символом суетности человека,
служил напоминанием о скоротечности пребывания на земле и о вечности,
MEMENTO MORI,
как на многочисленных натюрмортах того времени.









А как на смерть и бессмертие смотрят христиане?

Медицинское бессмертие вызывает у верующего человека ужас и отвращение, ведь это - вечная жизнь без Бога, то есть ад! Бессмертие же души-христианки - это большой вопрос и проблема. Ни апостолы, ни святые не ощущали себя бессмертными априорно. Доказывать бессмертность - это было бы просто глупо. Вечная жизнь души человека и непредставима, и воспринимается христианином как непостижимая возможность после Суда. Это высокая и благородная надежда. "Сверх надежды - надежда". Поэтому, с другой стороны, утверждать априорную смертность - пошлость. Христианство ставит всё на свои места: уточняет представления о смерти и бессмертии язычества, относя метаморфозис не к телу, а к душе, и вечную жизнь души помещает не в "этом", а "ином" мире, Царствии Божием. Иного (трансцендентного) мира язычество просто не знало: боги были имманентны миру. Перед современным человеком христианство ставит дилемму: или имманентный ад - бесконечная и бессмысленная жизнь тела, или трансцендеция человека, восхождение ко Христу через изменение ума (метанойю) то есть покаяние, и через общение с Ним (молитву). Христос утвердил и подлинную метафизическую смерть и абсолютную победу над ней, Воскресение. Спаситель пережил и то, и другое. Христианское бессмертие не гарантировано, но обещано нам Богом.

54.77 КБ 34.90 КБ 129.37 КБ
Tags: метафизика
Subscribe

  • РУССКОМУ РОЖДЕСТВУ ШЛЁТ ПРИВЕТ...

    ...Испания! Она приветствует наш праздник символически: редчайшим в Мадриде снегом! Национальный археологический музей Испании занесло не…

  • CAVE CANEM!

    Поражает всё-таки образ жизни древних римлян, в частности незамечаемая обыденная роскошь. Вот часто используемая и нами предупреждающая надпись…

  • КЛЕТКА КАНАБИСА

    под микроскопом: Похоже, что красочность и веселье заложено в марихуану на микроуровне.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment