
По толпе видно, что люди это в основном простые, так называемые православные рядовые, ведут они себя спокойно, без особой ажитации, хотя событие для них очень нерядовое, а в СМИ и сетях много над ними насмешек и много желчи. Это их культура, она им привычна и органична. Интересно в этой связи, как могут написать о реликвиях православные... даже не знаю как назвать, может быть — "ультрас", по приблизительной аналогии с католическими ультрамонтанистами, только у этих папа римский должен всем руководить, а у наших — сам Христос. Так вот, такой ультраправославный в силу погружённости в культуру и историю церкви может по теме даже отчасти и пошутить, но именно что только отчасти (см. напр., "Тёмную мысль" Максима Солохина).
Леволиберальная интеллигенция — далека от православной культуры, скорее даже она настроена "анти-", и при этом неспокойна и агрессивна, а её погружённость в леволиберальный дискурс, в свою левую культуру со временем приводит к потере не только корневой, традиционной культуры, но даже и норм цивилизованности. Эта история с мощами, причем с каким-то там правым бедром - какая-то настолько ирреальная дичь, что вообще нет слов. Вчера в новостях по Первому (!!) каналу слышал: дикторша умильным голосом рассказывала, какой это, дескать, великий святой, спрос, типа, огромный, и поэтому его вот так решили возить по частям. Особенно потряс такой пассаж: "Отрезали ту часть, которая ближе всего к сердцу святого - для этого потребовалось провести настоящую хирургическую операцию". Не вру, ей-богу - в программе "Время" так и сказали! Видно, что автор демонстрирует ориентацию на низовую массовую культуру. Но скоро она станет, если уже не стала, ему органична.
Этот пассаж юзера Сапожника приводит Астеррот в своей заметке Метафизическая война, пояснив, что Сапожник "ни фига в этом вопросе не понимает". Позиция самого Астеррота не прямо антиправославная или даже антихристианская, она гораздо изощрённей. Этот автор смотрит как бы с такой высокой метафизической точки, откуда все мировые религии — это лишь разные традиции метафизического мышления. И вот как он с этой точки зрения пишет о теме мощей святого Николая.
Процессы вокруг РПЦ МП большинство видит лишь под углом социальной их составляющей - т.е. под углом клерикализации (забывая, однако, что эта организация выросла из обновленческой церкви, т.е. в кач. филиала НКВД и имеет отношение к дореволюционному православию не больше, чем КПРФ к КПСС). Но это лишь верхушка айсберга. Речь в действительности идёт об оккультном ритуале т.е. об индукции массового психоза.
Далее: в комментах кто-то справедливо заметил Сапожнику, что Святой Николай - это не просто какой-то святой, а сам Санта-Клаус, то бишь наш родной Дед Мороз (культ которого, напомню, на базе нек. дореволюционных масскультурных экспериментов, создали большевики в конце 1920х).
Т. е. Николай Угодник - не только наш, русский Дед Мороз, но ещё и древнеримский Сатурн, ещё в Риме отождествлённый с греческим Кроносом (в честь кот. Северный Ледовитый океан в те времена звался Кронидским морем, ведь Кронос, по легенде, спал на дне этого океана), в кач. бога времени (и смерти), а ткж с римским же Янусом. В 14-17 вв иностранцы неоднократно сообщают о беспрецедентном культе Св. Николая у московитов, вплоть до почитания в кач, "четвертого лика Троицы" (другим "четвёртым ликом" была у московитов Дева Мария, культ который ткж имел беспрецедентный, по европейским меркам, характер... ну и так далее, ясно в каком духе пишет автор, какие доводы и материалы привлекает.